В Интернете на разных специализированных форумах уже вовсю идет обсуждение, как можно поехать на Олимпиаду. Сейчас билет в купе от Москвы до Адлера и обратно стоит примерно 9–10 тысяч рублей. Но это — на ближайшие даты, в какую сумму обойдется путешествие поездом в следующем году — неизвестно. Железнодорожные билеты продаются не раньше чем за 45 суток. А вот цены на авиабилеты на начало марта следующего года, то есть ко времени проведения Игр, уже есть. На билетных сайтах предложения по авиаперелету в один конец начинаются от 11,9 тысячи рублей. Самый дорогой билет пока — около 33 тысяч.
«Очевидно, что на олимпиаде пытаются заработать все без исключения» — не удивляется руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Однако эксперт против заморозки цен на билета. «Государство, — говорит он, — не должно вмешиваться в экономическую жизнь субъектов, это нерыночная мера» В принципе под правовые основы идею можно было бы подогнать. Например, принимать решение о заморозке цен на советах директоров в госкомпаниях. Правда, тогда и платежи в бюджет будут меньше, уточняет Пантелеев.
Цены на авиабилеты — плавающие, чем ближе время перелета, тем они выше, напоминает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. «Но аппетиты перевозчиков, если они слишком задерут цены, может ограничить Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Тем более цены перевозчики объявляют не в последний момент, а заранее. Если перевозчик единственный, то его могут обвинить в том, что он пользуется монопольным положением, если их несколько — в сговоре» — говорит Шелищ.
Он предполагает, что ближе к Олимпиаде билеты могут еще подорожать. Но надеется, что драматического многократного повышения цен не произойдет. «Это нормально, перед 8 марта, например, цветы тоже стоят дороже» — говорит эксперт. Но если ограничивать цены, можно остаться без товаров и услуг, считает он.
В Федеральной пассажирской компании тему возможной заморозки обсуждать не стали. «Мы не комментируем не принятые идеи» — сказали «РГ» в пресс‐службе. Государство, напомним, устанавливает тарифы на проезд только в плацкартных и общих вагонах, где государство доплачивает железнодорожникам разницу между реальной и номинальной стоимостью билетов. В купейных вагонах цена билетов не регулируется. При этом очевидно, что железнодорожники не будут в восторге от идеи заморозки. Государство и без того не расплачивается с ними вовремя по компенсациям. В этом году из 36 миллиардов выпадающих доходов компенсировано будет лишь 14,8 миллиарда.
В то же время цены на билеты могут стать ниже, благодаря запуску на маршруте Москва‐Адлер поездов с двухэтажными вагонами, рассказали в ФПК. На сколько может снизиться стоимость билета, пока не известно, но в каждом двухэтажном купейном вагоне проехать смогут 64 пассажира.
Тем временем
Цены на билеты растут перед Играми и в других странах. Авиабилеты в столицу Китая накануне Пекинской олимпиады поднялись вдвое. Билет в Лондон в дни Олимпиады стоил от 13 тысяч рублей.
При этом собеседники «РГ» не могут припомнить, чтобы цены на железнодорожные и авиационные билеты замораживались на время Игр в других странах.
Елена Кукол, Российская газета
(http://www.aex.ru)