Поздравляем сотрудников здравпункта аэропорта «Южно‐Сахалинск» и всех коллег со 100-летием зарождения авиационной медицины в России!

14 июля 2009 г.

Поздравляем сотрудников здравпункта аэропорта «Южно‐Сахалинск» и всех коллег со 100-летием зарождения авиационной медицины в России!

Поздравляем сотрудников здравпункта аэропорта «Южно‐Сахалинск» и всех коллег со 100-летием зарождения авиационной медицины в России!

Авиационная медицина — специальная отрасль медицины, основной задачей которой является разработка медицинских мероприятий по обеспечению безопасности полетов на самолетах, здоровья лётного состава и «лётного долголетия». По отношению к пассажирам авиационная медицина содействует обеспечению безопасности полётов, комфорта, хорошего состояния организма после полёта.

Основными медицинскими дисциплинами, составляющими авиационную медицину, являются: авиационная физиология (теоретическая основа), авиационная гигиена, авиационная токсикология, авиационная психология, авиационная биохимия, медицинская авиационная авариология, врачебная экспертиза лётного состава со специальной функциональной диагностикой. Предметом изучения авиационной медицины являются: а) влияние на организм человека пониженного барометрического давления и парциального давления кислорода и углекислоты, колебаний барометрического давления, ускорений, инерционных сил; б) координационные функции центральной нервной системы: функции органов и систем организма человека и их взаимоотношения при комбинированном воздействии полетных факторов; индивидуальное отношение отдельных лиц к воздействию перечисленных выше факторов; лётное утомление, переутомление, хроническое утомление.

В авиационную медицину также входят и те разделы клинических медицинских дисциплин, которые изучают условия труда летного состава и влияние этих условий на организм человека, чтобы установить противопоказания со стороны здоровья, несовместимые с летной работой в различных видах авиации.
Развитие Авиационной медицины определяется ростом и развитием авиационной техники.

Без авиационного специалиста‐медика авиационный инженер не в состоянии дать положительное разрешение ряда вопросов, например: при каких скоростях возможно безопасное вынужденное покидание экипажем самолета; на каких высотах можно летать в открытой кабине; каким должен быть газовый режим в герметической кабине самолета; каков резерв времени у летчика на разных высотах при выведении из строя кислородно‐дыхательной аппаратуры или нарушении герметичности кабины и т.д.

История развития отечественной авиационной медицины.
Авиационная медицина сыграла огромную роль в возможности овладения человеком полетами на больших высотах. В этой области медицины приоритет в изучении ряда основных вопросов, явившихся базой для развития авиационной медицины, принадлежит русской медицине. Так, Я.Д. Захаров по заданию академии наук в Санкт‐Петербурге, в 1804 году поднимался на воздушном шаре с целью изучения влияния разряженной атмосферы на орган слуха. В 1865 году З. Сабинский в экспериментах на животных показал, что селезенка являющаяся депо крови, рефлекторно сокращается при остром кислородном голодании (гипоксии). В 70-х годах 19 века физиолог Н. Соковнин впервые исследовал влияние гипоксии на пищеварение. Кроме того, Н. Строганов В 1876 году опубликовал работу о действии острого кислородного голодания на животный организм. Основной фундамент для авиационной медицины был заложен корифеями русской науки И.М. Сеченовым, Д.И. Менделеевым. В 1875 году Д.И. Менделеев, на основе анализа причины гибели экипажа воздушного шара «Зенит», впервые выдвинул идею создания герметической кабины для полетов в высоких слоях атмосферы, кстати говоря, великий русский химик сам поднимался на воздушном шаре и достиг высоты в 3000 м. И.М. Сеченов на основе физиологического анализа причины гибели экипажа воздушного шара «Зенит», на 11-м съезде естествоиспытателей и врачей сделал доклад о легочном газообмене при падении барометрического давления. Основными знаниями по вопросам регуляции кровообращения, необходимыми для анализа действий ускорений в полете, наука обязана классическим исследованиям великого русского физиолога, академика И.П. Павлова, начатым еще в 1877 году.

А.А. Сергеев (1962) и позже Г.Л. Комендантов (1991) обосновали, что днем зарождения авиационной медицины в России следует считать 14 июля 1909 года. В этот день на заседании Всероссийского аэроклуба был поставлен вопрос о необходимости медицинского освидетельствования летчиков. В решении аэроклуба было записано: «Признать необходимым разрешить желающим членам клуба совершать полеты лишь при условии их медицинского освидетельствования». Интересно при этом, что медики‐члены аэроклуба не только совершали полеты, но и занимались конструированием элементов авиационной техники. Известны, например медики‐конструкторы, получившие охранные свидетельства: доктор медицины Л. Данилевский (№ 41470), врач Х. Ротштейн (№ 42656), студент Военно‐Медицинской Академии С. Михайлов (№ 45541).

Уже в следующем году Военное ведомство России издало приказ № 481 «Расписания болезней и физических недостатков, препятствующих службе офицеров, нижних чинов и вольнонаемных механиков в воздухоплавательных частях на аэростатах и аэропланах» и создало первую врачебно‐летную комиссию. Этот приказ действовал довольно долго (с небольшими изменениями от 1914 г.). В 1912 году в Российской Империи появилось первое научное учреждение, предназначенное для разработки вопросов авиационной медицины — лаборатория авиационной медицины, основанная ее руководителем, старшим врачом авиационной школы С.Е. Минцем.

Подробнее здесь www.avia.ru