Самолет «СССР-127» положил начало воздушной связи материка с Сахалином

08 января 2024 г.

9 января считается Днем рождения гражданской авиации на Дальнем Востоке. 94 года назад, 9 января 1930 года, в полетном плане общества «Добролет» значится первый рейс на Сахалин (1085 км), по маршруту: Хабаровск - Верхне-Тамбовское - Мариинское - Николаевск-на-Амуре - Сахалин (Оха и Александровск).

9 января считается Днем рождения гражданской авиации на Дальнем Востоке.

94 года назад, 9 января 1930 года, в полетном плане общества «Добролет» значится первый рейс на Сахалин (1085 км), по маршруту: Хабаровск - (запасный с. Троицкое, не садились) -  Верхне-Тамбовское - Мариинское - Николаевск-на-Амуре - Сахалин (Оха [запасный с. Рыковское, не садились] и Александровск).

9 января в Хабаровске стоял тридцатипятиградусный мороз. Механик-моторист С.И. Нижниковский не смог запустить двигатель самолета. Решено было вылетать 10 января, сдвинув план полета на один день. Тем не менее, именно 9 января считается официальной датой  появления Сахалинской авиации и Днем рождения гражданской авиации на Дальнем Востоке.

Итак, как это было.

В пятницу, 10 января 1930 года, в 9 ч. 45 мин., из Хабаровска, с площадки базы затона Амурской флотилии благополучно вылетел аэроплан «Юнкерс F.13» (на лыжах) с бортовым номером «СССР-127». На борту: начальник Дальневосточных воздушных линий А.С. Ривадин, секретарь крайсовета Осоавиахима А.Г. Захаров и специальный корреспондент «Тихоокеанской звезды» В. Волынский. Технический персонал самолета: летчик М.В. Водопьянов и бортмеханик Н.В. Аникин.

Есть и описание самолета изнутри: «Кабина пассажирского самолета приятно поражает неожиданной роскошью отделки. Вся внутренность обита плотным драпри. Пол устлан толстым ковром. В окнах зеркальные стекла. Кожаные мягкие сиденья, спереди - в виде двух кресел, сзади - в вине короткого дивана на два места с высокой спинкой. Сидеть удобнее, чем в мягком вагоне экспресса».

10 января была посадка в Верхне-Тамбовском и Мариинске (здесь задержались на сутки).

12 января в 13 ч. 50 мин. прибыли в Николаевск.

Как пишет корреспондент «ТОЗа» Волынский: «В Николаевске мы пробыли трое суток - на сутки больше, чем рассчитывали. Задержка вышла из-за бензина. Мы узнали по радио, что на Сахалине авиационного бензина нет - не завезли осенью. Обоз с бензином был отправлен на Оху только 11 января, т.е. накануне нашего прилета. Идти он будет не меньше пяти дней. Стало быть, незачем спешить на Сахалин: мы все равно не могли бы оттуда выбраться».

15 января в 12 ч. 40 мин. самолет вылетел из Николаевска-на-Амуре (не через лиман, а по прямой через горы на остров Лангр /ныне о. Байдукова) через Татарский пролив в Оху.

185 км было покрыто за 1 ч. 15 мин. Сели на побережье в заливе Уркт (до города 6 км).

В Охе нефтяники устроили митинг. Рабочие-горняки приветствовали первый прилет самолета.

Самым трудным участком был последний перелет: Оха - Александровск. Здесь не было промежуточных аэроплощадок, для летчика места незнакомые, трудно ориентироваться, а также мешали облака и туман.

Вылетев из Охи 17 января в 13 ч. 15 мин. самолет полетел по восточному побережью Сахалина, дальше по устью р. Тыми (планировалась посадка в с. Рыковское), перелетев через Камышовый хребет, всего 40 км, зашел ниже с. Дуэ, развернулся и в 16 ч. 25 мин. того же дня (17 января) через 12 км приземлился в Александровске.

Михаил Водопьянов вспоминал, что боялся пролететь до Японии (а ей тогда принадлежала южная часть Сахалина), он искал электрический свет, как ему сказали, «его можно увидеть только в Александровске, - больше нигде электричества не было».

В Александровске (устье р. Александровки) по углам аэродрома развели четыре громадных костра.

Чистое время  в полете от Хабаровска до Сахалина заняло 6 ч. 25 минут.

На митинге выступил председатель Сахалинского окрисполкома Антоний Михайлович Курпель. Потом все переместились в клуб.

18 января в Александровске самолет совершал круговые показательные полеты, прокатив членов Осоавиахима. Первые пассажиры: Арзамасцев, Сеченов, Шурыгин и красноармеец.

Всего на борту побывали: Абрамов, Бережный, Сеченов, Кандинская, Виноградова, Михайлов, Арзамасцев, Бондарев, Шурыгин, Покидов, Лышко, Лондарь, Соколов, Веселов, Филькинштейн, Трофимов, три красноармейца и др.

Сначала летали над г. Александровском, затем по маршруту: Октябрьский - Дуэ - Михайловка - Корсаковка.

 

20 января самолет «СССР-127» вылетел обратно в Хабаровск (взяв первого пассажира, Куртеля), а 26 января уже прилетел на Сахалин за первыми пассажирами.

Также спецрейсом 20 января 1930 года в Александровск прилетел с материка военный самолет ДВ Военно-воздушной флотилии (ВВФ), принимавшей недавно активное участие в действиях Особой Дальневосточной армии (ОДВА) на китайской границе. Самолет доставил на Сахалин медикаменты, в том числе и сыворотку против бешенства собак.

14 июля 1930 года началось регулярное авиасообщение на Сахалин. На линию Хабаровск - Александровск поставили гидросамолеты («Юнкерс F.13» на поплавках, с бортовым номером «СССР-444», потом пришли «Savoia-Marchetti S.55P»), изменив маршрут полета с кругового (Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Оха - Александровск) на укороченный: Хабаровск - Мариинск - через Татарский пролив в залив Виахту и по побережью в Александровск (примкнув к общей авиатрассе от Хабаровска на Камчатку, до Уэлена на Чукотку).

Полеты выполнялись 4 раза в месяц. В зимние месяцы цену билета определили не выше 250 рублей.

Сахалинская авиатрасса сыграла в развитии Дальневосточной авиации большую роль. Она оказалась школой жизни. Летать по ней было невероятно трудно, поэтому не случайно ее прозвали «Трассой героев».Первым летчиком Дальневосточного края заслуженно стал Михаил Васильевич Водопьянов (1899-1980), Герой Советского Союза - спасатель челюскинцев (1934).

Константин Пронякин,

Хабаровск

Фото заголовка: Михаил Васильевич Водопьянов

https://e-news.su