9 февраля в России отметили 100-летие отечественной гражданской авиации. Это праздник не только для авиаторов, но и для всех пассажиров-дальневосточников, которым хоть раз пришлось летать воздушным транспортом. А расстояния у нас между отдельными населенными пунктами такие, что, кроме как на самолете, бывает, и не добраться. Да и вообще, авиацией – быстрее!
Накануне профессионального праздника мы встретились с новым начальником Дальневосточного межрегионального территориального управления Росавиации Николаем Беловым и поговорили с ним о роли авиации в нашей жизни и о планах на будущее.
– Николай Алексеевич, с какими итогами мы подошли к 100-летию отечественной гражданской авиации?
Вековая история гражданской авиации России прошла различные этапы пути: активное развитие, масштабное применение во всех социально-экономических видах деятельности, переход на рыночные условия и постепенное возрождение.
Мы подошли к 100-летию с колоссальным опытом достижений предшественников, сплоченной командой единомышленников и огромным желанием не только сохранить отрасль в условиях санкционной политики недружественных России стран, но и возродить мощь отечественной гражданской авиации.
Несмотря на принятый российской авиационной промышленностью и компаниями-перевозчиками на себя удар в результате жесточайших ограничений в пандемийный период 2019–2021 годов и введенных иностранными государствами беспрецедентных санкций в 2022-м, авиапредприятия и организации гражданской авиации, находящиеся на территории деятельности нашего управления обеспечили достойные показатели пассажирских перевозок.
В 2022 году дальневосточные авиакомпании перевезли на 10,6% человек больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост обусловлен увеличением количества пассажиров на внутренних рейсах за счет расширения маршрутной сети в результате создания на базе авиакомпании «Аврора» Единой дальневосточной авиакомпании.
Вырос пассажирооборот, процент занятости кресел. В настоящее время актуально увеличение пассажиропотока дальневосточных аэропортов. Хороший результат с тенденцией к росту показало АО «Международный аэропорт Хабаровск». Показатели пассажиропотока аэропортов ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» также повысились по сравнению с 2021 годом.
В рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и Государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» начата реконструкция аэродрома Охотска. Продолжается реконструкция аэропортовых комплексов в городах Амурской области – Благовещенске (Игнатьево) и Зее (2-й этап).
В рамках государственной программы «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства Сахалинской области» проведена реконструкция аэродрома города Оха (Новостройка), введена в эксплуатацию новая взлетно-посадочная полоса. Управление провело здесь сертификацию аэродрома с выдачей сертификата соответствия.
Практически выполнен план по завозу в период навигации авиакеросина в аэропорты Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Введено в эксплуатацию ангарное укрытие АО «Авиакомпания «Аврора» в Приморье.
В течение всего года осуществлялись мероприятия по приведению аэронавигационных паспортов аэродромов (вертодромов, посадочных площадок) гражданской авиации в соответствие с требованиями законодательства. За 2022-й существенно уменьшилось (на 31,5%) количество авиационных инцидентов.
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта на территории деятельности управления определены три зоны авиационно-космического поиска и спасания: Хабаровская, Магаданская и Якутская. Там воздушные суда гражданской авиации несут круглосуточное дежурство в Единой системе авиационно-космического поиска и спасания.
– Расскажите о перспективах развития малой авиации в регионе?
В 2023 году продолжится реконструкция аэропортовых комплексов в Благовещенске и Зее, а также аэродрома в Охотске. Запланированы три сертификации аэродромов. Будет расширена сфера деятельности организаций по техническому обслуживанию авиационной техники.
– Зоны приаэродромных территорий установлены и согласованы. Что это дало? Не помешают ли они развитию городов и комфортности проживания в домах, над которыми пролетают самолеты? И с другой стороны, как это скажется на безопасности полетов?
Зоны приаэродромных территорий в первую очередь устанавливаются для обеспечения безопасности полетов и исключения негативного воздействия от оборудования аэродромов и воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду. Масштабная работа по корректировке и установлению приаэродромных территорий продолжается.
– Расскажите о планах Дальневосточного управления Росавиации на будущее. Каковы перспективы подготовки пилотов в Хабаровском филиале им. Б.Г. Езерского Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации?
На ближайшие годы в планы управления, конечно же, входит достижение всех поставленных целей и задач, которые являются стратегическими на сегодняшний момент и направлены на развитие авиаперевозок и авиатранспортной инфраструктуры для повышения авиационной подвижности граждан и расширения социально-экономических связей.
Предстоит очень много масштабной и кропотливой работы. Как отметил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, в целом российскую отрасль авиаперевозок ожидает системное перевооружение. Это комплексная задача, включающая в себя в том числе и вопрос качественной подготовки авиационных кадров. Именно профессионализм специалистов позволяет отрасли развиваться, внедрять новые технологии и достигать значительных результатов. А начало этому будет положено в Хабаровском филиале Санкт-Петербургского университета гражданской авиации.
Сегодня мы все так или иначе являемся участниками исторических событий – у нас есть уникальная возможность начать летопись нового столетия отечественной гражданской авиации. Надо только набрать высоту.
От всей души поздравляю всех ветеранов и работников отрасли со 100-летием гражданской авиации России! Крепкого здоровья вам и вашим близким, добра и успехов в профессиональной деятельности!
Беседовал Константин ПРОНЯКИН, фото Дальневосточного МТУ Росавиации
«Приамурские ведомости» (Хабаровск)
Справка
9 февраля все работники гражданской авиации России, пилоты, бортпроводники, технические работники отмечают свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1923 году Совет труда и обороны РСФСР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». В стране появился воздушный флот, осуществляющий перевозку пассажиров, путешествующих по служебным или личным делам, а также почты и разного рода грузов. Первым маршрутом, по которому смогли отправиться авиапассажиры, стала воздушная линия Москва – Нижний Новгород протяженностью 420 км. На Дальнем Востоке первую пассажирскую линию (Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Сахалин) открыл летчик Михаил Водопьянов 10 января 1930 года. Протяженность этого маршрута составляла 1 130 км.