То, что скрыто под табличками «служебное помещение», все спрятанные от посторонних глаз уголки, а также секреты алгоритма работы главных воздушных ворот Сахалина стали доступны сегодня в честь Дня работника гражданской авиации России. Сотрудники аэропорта «Южно-Сахалинск» провели журналистов в особо охраняемые зоны, в которых обеспечивается безопасность пассажиров при перелете.
Первым делом для того, чтобы попасть на территорию центра управления аэропорта, каждый сотрудник ежедневно проходит досмотр. Проверку проводят в том числе и для транспорта, проезжающего через шлагбаум КПП №1. Машины осматривают как снаружи — при помощи зеркала, отражающего то, что находится под автомобилем, так и внутри — охранник открывает все, что открывается, и проверяет все, что проверяется.
— Сейчас вы находитесь в самом центре (не территориально, а по значимости, — прим. автора) аэропорта — в оперативно-диспетчерской группе, где стекается вся информация о электроснабжении и светосигнальном оборудовании. В штате отдела 35 специалистов, которые осуществляют круглосуточную работу службы ЭСТОП. Без этого отдела функционирование аэропорта невозможно. Наша задача оперативно устранять перебои напряжения и электрические неполадки. Благодаря нашим оперативным диспетчерам отключение света не длится дольше 30 секунд, а в среднем на устранение неполадок уходит максимум 15 секунд. Поломки бывают редко за счет того, что специалисты регулярно их предотвращают и следят за исправностью электроприборов. Тем не менее, существует человеческий фактор, из-за которого эти неприятности иногда случаются, — рассказывает Максим Рабецкий о важности «сердца» воздушной гавани.
— Наша основная обязанность — обеспечение безопасности пассажиров и их комфорт во время перелета. Однажды, выполняя рейс Бангкок — Домодедово, наш самолет провалился вниз на 900 метров во время выдачи питания. К этому, естественно, никто не был готов. Самолет начал резко опускаться, но бортпроводники продолжали выполнять свою работу. Как оказалось, мы попали в спутный след: перед нами летело воздушное судно гораздо больше нашего, и воздушный поток от него стал причиной этого происшествия. Даже такое бывает, — рассказывает бортпроводник о необычном опыте во время работы в другой авиакомпании.
За штурвалом воздушного судна, естественно, сидит капитан — человек, профессионализм которого подтвержден тысячами часов в небе. Капитан воздушного судна Андрей Брюховецкий подсчитывает свой стаж именно таким образом — более 17,5 тысяч часов в небе. За 39 лет в профессии ему больше всего запомнился первый полет, во время которого двигатель самолета отказал, и начался пожар, но история закончилась благополучно. Также КВС упоминает, что окончил летное училище и освоил шесть типов воздушных судов.
— Как вы видите, полоса полностью очищена после метели. Службы аэропорта непрерывно расчищали полосу, не давая циклону замести ее полностью. Если бы расчисткой ВПП начали занимать только по окончанию метели, это заняло бы гораздо больше времени и сил, — рассказывает Дмитрий Андреев.
Секреты южно-сахалинского аэропорта заканчиваются там, где был каждый пассажир — предполетный досмотр. Как раз здесь работники авиационной транспортной безопасности проводят ту же процедуру с пассажирами, которую проходят каждый день все сотрудники аэропорта.
— Процесс изнутри сложный. За десять лет работы в аэропорту сменилось многое. Когда я только пришла сюда, многой техники не было, появилась только со временем. Тем не менее, работа интересная, принцип — не допустить на борт воздушного судна запрещенные предметы и вещества, а именно — то, что может навредить здоровью пассажиров, членам экипажа и самому самолету. Люди встречаются разные, кто-то — «потеряшка», потерял свои часы, телефон или еще что-то, кто-то нервничает, кто-то ругается из-за того, что не согласен оставлять запрещенные предметы, несмотря на то, что знают правила. Но в основном все пассажиры довольные и добрые. По незнанию чаще всего люди пытаются провезти в ручной клади газовые баллончики для самообороны, жидкости для автомобилей, перочинные ножики, — вспомнила Татьяна Середа.
Ангелина Дубинина, Сахком