Трасса героических лётчиков: 92 года назад Михаил Водопьянов совершил перелёт из Хабаровска в Оху

9 января  особый день в истории гражданской авиации страны. Именно в этот день в 1930 году лётчик Михаил Васильевич Водопьянов (в будущем Герой Советского Союза) на самолёте «Юнкерс F-13» совершил перелет из Хабаровска в Оху с посадкой на лёд залива Уркт. Так была открыта первая дальневосточная регулярная почтово-пассажирская авиалиния Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Оха — Александровск-на-Сахалине.

О том, что сегодня этому событию исполнилось 92 года, сахалинцам напомнил ветеран отрасли, один из старожилов островной авиации Сталий Коняшов. В аэропорту Южно-Сахалинска, что называется, «под вечным двигателем», он работает уже около 60 лет и коллеги называют его наставником и хранителем истории. Уже потом, говорит ветеран, советские авиаторы проложат авиатрассы на Камчатку и Чукотку, в Приморье и Приамурье, в Якутию и на Охотское побережье. Но эта была первой!

Ветеран авиаотрасли С. Э. Коняшов

— Поздравляю ветеранов и молодежь гражданской авиации Дальнего Востока России с этим замечательным событием! Нам, сахалинцам, есть чем гордиться. На острове получали закалку, совершали подвиги при освоении воздушных трасс известные советские авиаторы, которые открывали, осваивали и благоустраивали наши воздушные трассы, затем долгое время летали по этим маршрутам, обучая молодых мастерству и выносливости, — говорит ветеран авиации. — Какое мужество и любовь к своей профессии надо было иметь, чтобы, рискуя жизнью, летать в таких сложнейших условиях!

Тогда, в 1930 году, напоминает Сталий Энгельсович историю становления крупнейшего на Дальнем Востоке авиапредприятия («Аэропорт Южно-Сахалинск»), наши лётчики открыли не только первую почтово-пассажирскую авиалинию на Дальнем Востоке (Хабаровск — Сахалин), но и стали выполнять регулярные почтово-пассажирские рейсы по расписанию.

Гидросамолет «Савойя-55», север Сахалина, 1934 год

Воздушная линия Хабаровск — Сахалин связала центр Дальневосточного края — Хабаровск с сахалинскими рыбным и нефтяным промыслами, дала толчок к ускоренному развитию авиации на островах. Воздушный мост, проложенный с материка на Сахалин, поддерживали самолеты, которые пилотировали Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Илья Мазурук, Александр Иванов, Алексей Иванов и многие другие. А первым летчиком Дальневосточного края, согласно советской историографии, считается Михаил Водопьянов.

— Сахалинская авиатрасса в развитии дальневосточной авиации сыграла огромную роль, став школой жизни, ведь летать по ней было невероятно трудно, поэтому её и прозвали трассой героев, — говорит Сталий Коняшов.

Вот несколько общеизвестных фактов из истории Дальнего Востока. По данным сотрудников музейного отдела АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», в ту пору на Дальнем Востоке сухопутных аэропортов не было, и первые годы приходилось летать на гидросамолетах, осуществляя посадку на воду.

Эксплуатация этих воздушных машин была связана с большими трудностями. Аэропорт представлял собой обыкновенный бревенчатый дом-пятистенок, в одной половине которого жил начальник аэропорта, в другой экипаж прилетевшего самолета.

Открытие первой дальневосточной воздушной линии. «Юнкерс Ф-13» с бортовым номером СССР-127. На снимке экипаж, пассажиры, местные жители

Пилот гидросамолета "Савойя-55", г. Александровск, 1934 год

Неподалеку от берега вкапывался столб, за который крепился самолет во время стоянки. На берегу стояли бочки с керосином и маслом. Заправка самолета производилась вручную, так как никаких заправщиков не было и в помине. Поэтому в заправке участвовал не только экипаж, но и начальник аэропорта, сторож и даже пассажиры. Бензин из бочек наливали в ведра, потом через воронку с замшей заливали в баки.

Метеорологического обслуживания полетов не было, и информацию о погоде летчик не получал. Столкнувшись с плохой видимостью, пилот делал разворот на 180 градусов, выбирал место для посадки и садился. Вынужденная посадка продолжалась до установления хорошей погоды.

Но не только туман и дожди мешали полетам. В случае шторма или высокой волны самолет при посадке мог легко опрокинуться. На доске приборов — указатели количества бензина и масла в баках, счетчик оборотов мотора, высотомер, указатель скорости и трубка с бегающим шариком — указатель крена. Вот и весь перечень скудных приборов.

Александровский отряд Гражданского воздушного флота, остров Сахалин, 1949 г.

 Пилоты сахалинской почтово-пассажирской авиалинии доставляли в отдаленные места геологов, охраняли от пожаров леса, вывозили пушнину, выручали людей при стихийных бедствиях, ухитряясь приземляться в самых, казалось бы, непригодных для этого местах и взлетать с них.

— Много с тех пор воды утекло, — поделился воспоминаниями Сталий Коняшов. — Я искренне хочу, чтобы в аэропорту Южно-Сахалинска сохранялись самые лучшие традиции, которые формировались на протяжении десятков лет. Моя большая мечта, чтобы сахалинцы и курильчане, в первую очередь ассоциировали нашу воздушную гавань с людьми — со всеми теми, кто и в те далекие годы, и сейчас ежедневно трудятся для того, чтобы жители области могли летать. Мы давно мечтали, чтобы из небольшого аэропорта, каким он был когда-то, аэропорт «Южно-Сахалинск» стал самым мощным авиаузлом на Дальнем Востоке. И перспективы вот они, есть. Теперь с нетерпением ждем окончания строительства нового аэровокзального комплекса и грядущих добрых перемен. С праздником всех нас!

Фотоматериалы из музейного фонда АО "Аэропорт Южно-Сахалинск" и государственного архива Сахалинской области

Елена Герцен, "Комсомольская правда на Сахалине"

09 января 2022 г.