Пилот Иван Белоусов: за малой авиацией большое будущее

07 декабря 2021 г.

Сотрудник АО «Авиашельф» рассказал о самолетах «Тайги» и о том, почему ему нравится Сахалин.

Оказавшись в аэропорту Южно-Сахалинска, взгляд пассажира притягивают небольшие самолеты АО «Авиашельф» под маркой «Тайга», сегодня они на регулярной основе выполняют пассажирские рейсы по региону. Накануне Международного дня гражданской авиации мы побывали на борту «Тайги» и побеседовали с главным пилотом летного подразделения DHC-6 Иваном Белоусовым.

Пассажирские авиаперевозки на этом самолете выполняются по пяти  направлениям - в Александровск-Сахалинский, Зональное, Ноглики, Шахтерск, и Советская Гавань. Планируют начать летать в Леонидово и Смирных.

Самолет Де-Хэвиленд Канада DHC-6 Твин Оттер (англ. de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter) надежен и прост в управлении, рассказывает Иван. Первый самолет был передан в эксплуатацию в 1966 году. Серийное производство велось компанией de Havilland Canada и продолжалось до 1988 года. В 2007-м производство самолетов было возобновлено канадской авиастроительной компанией Viking Air. Первые самолеты новой модификации Series 400 переданы заказчику в 2010 году.

- Сама модель самолета выпускается с 1966 года. У нас в компании самолеты 2020 года выпуска, модификации 400. Очень надежная машина, - рассказывает главный пилот подразделения.

Ивану 33 года, в 2011 году окончил Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации и работал в Якутии. В авиации 10 лет, на Сахалин приехал полгода назад. Потомственный летчик, его отец Игорь Анатольевич Белоусов в Якутии всю жизнь проработал пилотом вертолета Ми-8.

- Почему приехал? Устал от сильных морозов Якутии, и когда пригласили работать на Сахалин, долго не раздумывал. Очень нравятся эти самолеты, нравится остров. И климат здесь хороший, очень тепло. Метелей, о которых рассказывают, я не боюсь, их можно пережить. Представьте, в Якутии сейчас минус 37, а ночью 42. И там сейчас полярная ночь. А еще туман, работать «как ежики в тумане» очень сложно.

Действительно, полет на таком самолетике дарит эмоций через край, сахалинцы делились об этом впечатлениями в соцсетях. Говоря о местных метеоусловиях и отвечая на вопрос, как он реагирует, например, на изменения ветра, Иван улыбается.

- Не могу сказать, что воздушная трасса на Сахалине тяжелая. Да, она может быть тяжелой, если что-то случается или навалится непогода. Я обычно говорю пассажирам, что «ожидаем слабую болтанку». Но, как правило, ее не бывает, стараемся обходить зоны плохой погоды, чтобы минимизировать тряску.

Кроме того, пилот развеял миф о том, что, чем меньше самолет, чем сильнее тряска и перепады давления.

- Чем выше самолет поднимается, тем больше он подвержен радиационным воздействиям. Еще  у нас кабина не герметизируется. Грубо говоря, это как на гору взобраться, - мы поднимаемся максимум на 3 тысячи метров. И ведь большие самолеты, как правило, пересекают часовые пояса и летают ночью, все это нагрузка для организма. Так что у малой авиации масса плюсов!

Самолет предназначен, в принципе, чтобы садиться на неподготовленные, грунтовые площадки ограниченных размеров. Иван уточняет, что вполне достаточно 600-800 метров полосы для выполнения регулярных безопасных полетов. Словом, 60 метров ширины и 600 метров длины вполне достаточно, чтобы совершить посадку.

Преимущества самолета в том, что наземное обслуживание вне базового аэропорта, заправка и так далее - возможны силами пилотов. При наличии метеоусловий полеты на площадки могут выполняться визуально без необходимости установки наземного оборудования для посадки.

Возможности самолета - 19 пассажиров. Но что делать, если на сегодняшний, допустим, рейс нет полной загрузки?

В основном, по словам собеседника, люди летят в Южно-Сахалинск из малых городов на выходные и назад. Конечно, в рабочие дни самолет заполнен не всегда, но даже если придет один пассажир, рейс все равно состоится по расписанию. Как правило, на обратный рейс пассажиров будет больше.

Один пассажир - такое, наверное, только на Сахалине возможно.

- Не только, - отвечает Иван. - И в Якутии поддержка государства помогает решать эти вопросы. Мы когда из Якутска летали в Охотск, тоже принимали, порой, по 3-4 человека на рейс при возможности везти 48 пассажиров. Это особенности малонаселенных и отдаленных регионов.

О самолетах мы поговорили достаточно, осталось спросить романтика дальних дорог о семье. Иван женат, воспитывает дочь. В ближайшее время планирует забрать семью на Сахалин, авиакомпания пока предоставила ему служебное жилье.

- В семье все хорошо, моя супруга знала, за кого выходила замуж, поэтому с готовностью воспринимает жизненные перемены, внеплановые рейсы, и вообще многое прощает. Например, в моей жизни был один экстремальный день, - вспоминает Иван, - когда 31 декабря мы сидели с семьей за столом и готовились к встрече Нового года. И тут позвонил мой начальник, сказал, что надо в рейс. Пришлось отменять любимое мероприятие и выполнять поставленную задачу.

У малой авиации большое будущее, считает Иван Белоусов. Социально значимые полеты всегда будут востребованы. Сейчас речь идет о восстановлении некогда очень хорошо развитой местной аэродромной сети и ее развитии. Одно дело жителю ехать в район на автобусе порядка шести часов, и другое, долететь на самолете за полтора часа. Отмечено, что к летнему сезону объем работы всегда увеличивается.

- Наша задача сделать эти полеты максимально доступными и удобными. Значимость малой авиации велика, за нею будущее отдаленных регионов, - считает главный пилот летного подразделения DHC-6, в гостях у которого мы побывали.

Напомним, в этот день мы также поднялись на борт  самолета авиакомпании «Аврора» и встретились с летным коллективом. Пресс-тур для журналистов и споттеров по случаю праздника организовала пресс-служба главной островной воздушной гавани.

Генеральный директор авиакомпании «Авиашельф» Захар Худенко отмечает, что рейсы в отдаленные населенные пункты показали свою высокую востребованность у жителей, коэффициент загрузки рейсов доходит до 76 процентов. В уходящем году планируется перевезти 15,5 тысяч человек.

В планах на 2022 год расширять сети внутриобластных маршрутов, увеличить парк воздушных судов и продолжить работу в традиционном для компании сегменте шельфовых перевозок, обслуживая проекты «Сахалин-1» и «Сахалин -2», и авиационных работ на вертолетах.

Увеличение объемов работ диктует необходимость создания новых рабочих мест, поэтому компания привлекает в регион высококвалифицированных специалистов, в первую очередь, летчиков и инженеров, в компанию приходят люди молодые, но уже с солидным опытом.

Вносит компания и вклад в социально-экономическое развитие региона через налоговые отчисления: в 2020 году они составили 325 миллионов рублей, в текущем году планируют увеличить этот показатель на 19 процентов.

АО «Авиашельф» основано в 1998 году. Направление деятельности — пассажирские перевозки на местных воздушных линиях и авиационные работы на воздушных судах DHC-6, Ми-8, AW189. Парк представлен самолетами DHC-6, вертолетами Ми-8Т и Ми-8 МТВ-1. Авиакомпания также осуществляет коммерческие перевозки пассажиров и грузов на морские и наземные объекты, транспортировку грузов на внешней подвеске, медицинскую эвакуацию.

Елена Герцен, KP.RU

Фото : Елена Герцен, Юрий Ким