Понимание, как работают службы аэропорта, дает пассажиру уверенность в том, что о нем заботятся как в воздухе, так и на земле. В преддверии Дня работника Гражданской авиации России мы встретились с начальником аэродромной службы АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Эдуардом Ореховым, чтобы поговорить о специфике работы службы, ее буднях и праздниках.
В кабинете Эдуарда Юрьевича шумно, идет передача из радиостанций: одна для работы с диспетчерами и наземными службами и вторая для экстренной связи с экипажем воздушного судна, которое сейчас находится в полете.
– Эдуард Юрьевич, как давно вы связали свою жизнь с авиационной отраслью?
– Я окончил автодорожный хабаровский техникум по профилю строительство автомобильных дорог и аэродромов, также получил высшее образование в области менеджмента организации. Моя авиационная деятельность началась в 2001 году, когда пришел в аэропорт «Южно-Сахалинск» на должность старшего сменного мастера аэродрома. Через пять лет стал руководить службой.
– Расскажите, пожалуйста, об основных задачах аэродромной службы?
– Наша служба отвечает за эксплуатационное содержание летного поля аэродрома в соответствии с действующими стандартами и нормами. Ведь вылет и прилет воздушного судна зависят от того, как мы выполняем свою работу, насколько хорошо следим за состоянием взлетно-посадочной полосы, и многих других факторов. Аэропорту в прошлом году исполнилось 75 лет, столько же и аэродромной службе. Очень многое изменилось, но сквозь годы мы пронесли главное: для всей службы это любимое дело, которому отданы десятки лет.
– Какие изменения произошли за последние двадцать лет?
– Мы обновили наш парк, который на сегодняшний день насчитывает 43 единицы спецтехники для работы аэродромной службы. Перешли на современную технику Schmidt от немецкого производителя, она более экономична в плане расхода топлива, компактна и быстроходна. В зимний период активно работают снегоочистители, тепловые машины. Благодаря новому транспорту, стали успешнее и оперативнее справляться с непогодой. GPS-навигаторы позволяют в любой ситуации вовремя скоординировать службу. Кроме того, на сегодняшний день мы имеем достаточное количество химических реагентов для более эффективного устранения гололеда и осадков.
– Хотелось бы отметить особенности островного аэродрома. Как сахалинская непредсказуемая погода влияет на работу службы? Как обычно готовятся к метели?
– Да, на Сахалине, как правило, в год проходит порядка шести серьезных метелей, бывали случаи, когда по этой причине мы с трудом пробирались в здание аэродромной службы.
Вспоминаю один из ярких эпизодов, произошедших лет десять назад, когда сильная метель застала транспорт в момент очистки взлетно-посадочной полосы. Погода ухудшилась до нулевой видимости, и мы не могли вывести сотрудника с аэродрома в безопасное место. Только через несколько часов технику удалось направить к перрону, кабина была в снегу… Нужно отдать должное водителю, который не паниковал и мужественно вышел из сложной ситуации. Сейчас, конечно, такие инциденты недопустимы.
Не секрет, что у нас есть метеорологический прогноз, на который мы ориентируемся, и заранее, за сутки или двое начинаем готовиться к непогоде. Происходит мобилизация сотрудников и усиление смен. В разгар непогоды задействуется максимальное количество необходимой техники. Идет активная расчистка аэропортовой инфраструктуры, вывоз снега за пределы аэродрома. Наша служба нередко слышит слова благодарности от командиров, от экипажей самолетов, и это очень радует.
Но всегда есть к чему стремиться. Каждый раз мы ставим себя на место пассажира и стараемся сделать все возможное, чтобы посадочные операции выполнялись успешно. Безопасность и комфорт полетов превыше всего для каждой службы.
– Насколько сильно отличается работа службы в летний и зимний сезоны?
– В летний и зимний периоды мы не менее четырех раз в сутки планово проверяем перрон и ВПП. Замеры коэффициента сцепления воздушного судна и покрытия полосы могут осуществляться перед каждым прилетом и вылетом, в зависимости от осадков и метеоусловий. Стараемся как можно чаще информировать командира воздушного судна.
Но, по большому счету, активная работа идет всегда. Летом начинаются строительные работы. Самая главная задача аэродромной службы – поддержание в эксплуатационной готовности аэродрома.
– Поговорим о кадрах. Большой ли у вас коллектив? Кто они — работники аэродромной службы?
– Штат аэродромной службы состоит из 27 сотрудников. Это инженеры, мастера по ремонту и обслуживаю аэродрома, машинисты, механики. Наша служба гордится такими сотрудниками, как старший инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов, ветеран предприятия Сталий Коняшов, заместитель начальника службы Геннадий Руммо и его супруга Галина – инженер по эксплуатации аэродрома. Это специалисты с большим стажем и опытом работы. Ежедневно мы сотрудничаем с коллегами из службы спецтранспорта, отдела материально-технического снабжения и координационно-диспетчерского центра аэропорта.
– В прошлом году сотрудники АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» стали участниками нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости», где вы были выбраны руководителем одного из проектов. Расскажите об этом?
– Да, сейчас я руковожу проектом «Сокращение потерь в потоке создания ценности основного процесса – подготовка летного поля к безопасной эксплуатации». За последние несколько месяцев мы проделали трудоемкую работу. Были применены пять базовых основ «бережливого производства», пять шагов к организации идеального рабочего пространства: сортировка, чистота, порядок, стандартизация и совершенствование.
Мы привели в порядок служебные помещения, отсортировали запчасти и инструменты, провели инвентаризацию, утилизировали непригодные материалы. Коллеги проявили личную инициативу – распределили старые запчасти, запчасти первой необходимости и используемые в редких случаях, это повысило качество и скорость выполнения многих задач. Если говорить о стандартизации, в нашей работе все должно быть в установленном порядке.
– А как проводился анализ работы службы, который позволил определить порядок действий?
– Мы рассматривали, в первую очередь, очистку лётного поля и вспомогательные процессы отдела материально-технического снабжения и службы спецтранспорта, чтобы посмотреть на себя со стороны, понять, где мы теряем время, и создать новую схему выполнения работы.
Рабочая группа в рамках задания бережливого производства выполняла замеры, фиксировала все моменты работы действия старшего сменного мастера. Потом мы все это анализировали и проверяли. Работая в метель и непогоду, сделали хронометраж рабочего времени, чтобы понять, как можно избежать его потери. Главная наша цель – экономия ресурсов аэропорта и грамотное распределение рабочего времени сотрудников.
– Спасибо за беседу! Остается лишь поздравить вас с наступающим праздником и спросить, что для вас самое главное в работе и в профессии?
– Горжусь тем, что работаю в островном аэропорту, и на первое место, конечно же, ставлю регулярную качественную работу предприятия в штатном режиме. В нашей профессии нельзя ошибаться и откладывать что-то за завтра, все должно идти четко и по плану, схемы работы у нас давно отработаны до автоматизма. Только находясь здесь ежедневно можно понять, насколько это колоссальный и ответственный труд, когда единая команда специалистов разных служб, сообща, 24 часа в сутки, обеспечивает безопасность полетов. Поэтому желаю каждому из моих коллег здоровья, неиссякаемой энергии, успехов в делах, чистого неба как можно чаще, и летной погоды!
Под редакцией Елены Герцен