Юрию Трифонову сейчас 85, он больше не занимается фотографией, да и не считает себя настоящим профессионалом. Скромничает, конечно. Ведь многие снимки на стендах музея сделаны именно его стараниями, начиная с конца 50-х. И если хорошо вспомнить, то где он только не побывал со своим фотоаппаратом.
- Я работал здесь радиотехником на передающем радиоцентре. Спросите, как все начиналось? Был у меня товарищ один, радист, сейчас его уже нет в живых, мы с ним купили фотоаппараты и очень увлеклись этим делом. Фотографировали своих коллег. А потом меня приучила к себе газета «Молодая гвардия», я им часто давал фотографии, и так я стал внештатным фотокорреспондентом газет «Молодая гвардия», «Советский Сахалин», корейской газеты. В центральные издания тоже давал фотографии, в «Воздушный транспорт». Это было в 60-70-е, - рассказал Юрий Алексеевич.
Юрий Трифонов
Фотооборудование хранилось у него и дома, а потом «связался с детской комнатой аэропорта», там, вспоминает ветеран, дети занимались авиамоделизмом.
- И там мне выделили комнатушку, вместе с детьми мы занимались печатью фотографий. И все вручную, тогда ведь была только черно-белая фотография. Какая техника? ФЭД был, «Зоркий», «Зенит». Потом я купил немецкий Pentacon, большие кадры делал. А еще позже появилась японская аппаратура и цветная фотография. Сейчас я этим не занимаюсь. Сдал в областной архив свои архивные фотографии - и все на этом. Именно в областной архив, потому что много было работ, связанных с производством, и природа, и спорт. Жалко, что здесь не присутствует сотрудник областного архива Ольга Александровна Шевченко, она давно занимается архивными фотографиями и меня знает, хороший специалист.
Хотя, конечно, уточняет Юрий Трифонов, больше всего в архиве было снимков, связанных с авиацией. Особенно ему нравилось фотографировать тех, у кого «вместо сердца пламенный мотор», делать портреты людей, работающих на производстве.
- Раньше я по аэропорту бегал везде и всюду, никаких запретов ведь не было, не то, что сейчас. Времена были другие, интересные были времена. Я авиации отдал в общем 48 лет.
Он так много снимал, что всех, наверное, уж и не упомнит. Самые известные и любимые его фотографии, по словам мастера, это чкаловский экипаж - герои Байдуков и Беляков, однажды сфотографировал их на праздновании 9 мая в Москве. Из сахалинских опять же авиаторы, например, ветераны гражданской авиации СССР Нина Грищенко и Ольга Захарюженко, а еще ветеран ВОВ Николай Иванович Асеев и другие. На стендах музея, говорит Юрий Алексеевич, 90 процентов его фотографий, летопись аэропорта - это самое важное в профессиональной жизни.
Жаль, что разговор наш получился коротким - за дверью Юрия Трифонова ждали коллеги-ветераны, чтобы продолжить встречу. Здесь, в родных стенах, у него душа и сердце отдыхают. Но если бы было больше времени для беседы, то рассказал бы, наверное, о том, откуда в его личном архиве оказались снимки разбившегося 18 декабря 1976 года Ил-14, когда самолет ледовой разведки, идущий на посадку, столкнулся с горой Острой, да и много историй еще мог бы рассказать. И это всегда повод для встречи там, где нужно обязательно поднять лицо к небу.
Известно, что Юрий Трифонов после ухода на пенсию работал сотрудником, как он говорит, «на ГСМ». А еще он известный шахматист, «был неоднократным призером в дальневосточном управлении», и просто позитивный человек.
- Вот видите, в руках держу телефон, но снимать им и не могу, и не хочется. Зато когда держишь тяжелую фотоаппаратуру весом килограммов десять, вот это радость была, это настоящая работа, - смеется ветеран.
На черно-белых снимках, которые Юрий Трифонов принес в редакцию Sakh.com в далеком 2010-м, запечатлена в основном история южно-сахалинского авиаотряда 70-80-х годов прошлого века. Увидеть другие его работы теперь уже можно только в архивах и в старых книгах о Южно-Сахалинске.
У черно-белых фотографий своя судьба и энергетика, особенно если видишь на них знакомые места и лица, - хочется смотреть и смотреть.
Елена Герцен ИА Sakh.com