Воздушная навигация: в Сахалинском центре ОВД открыли музей истории предприятия

02 декабря 2020 г.

Как отметил начальник Сахалинского центра ОВД Иван Аверьянов, с целью сохранения памяти, исторического наследия предприятия и в целом гражданской авиации островного региона сотрудниками была проделана многолетняя большая работа по сбору информации, и наконец, идея создания музея воплотилась в жизнь.

Специалистов этой службы в народе называют дирижерами воздушного движения. В 2020-м исполнилось 25 лет со дня основания Сахалинского центра ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»,  75-летие отметила и островная воздушная гавань, к этим датам 30 ноября в здании центра ОВД торжественно открыли музей предприятия. Реализовать задуманное стало возможным после ввода  в эксплуатацию нового здания «высокий» КДП, где под эти цели выделили отдельное просторное помещение (новое здание центра, в котором открыли музей, было построено в 2013 году).

                                                                                     Юрий Трифонов и Иван Аверьянов

Экспонатами стали многочисленные архивные фотографии, здесь собраны все периоды жизни предприятия: период СССР в качестве структурного подразделения Сахалинского объединенного авиаотряда, тяжелые 90-е и современная славная история в составе филиала «Аэронавигация Дальнего Востока».

Создание музея - это во многом заслуга ветерана предприятия, в прошлом начальника службы ЭРТОС (эксплуатации радиотехнического оборудования и связи) Юрия Сальникова, который давно «заболел» этой идеей и включился в работу. Он и провел экскурсию по музею.

                                                                                     Юрий Сальников

В буквальном смысле приходилось начинать с нуля, вспоминают коллеги, - обобщая, каталогизируя данные из разных источников, собирать уцелевшие экспонаты оборудования РТОП, работать в архивах, оцифровывать фотоматериалы за весь период островной гражданской авиации.

Со стендов смотрят ветераны Великой Отечественной, работавшие в службе аэронавигации в далекие послевоенные годы, а также почетные сотрудники, руководители служб, начиная с 1960 года, словом, золотой фонд и гордость организации. Представлен здесь и краткий фотообзор становления гражданской авиации на Сахалине и Курильских островах. На стеллажах выставлены некоторые руководящие документы (наставления, правила, инструкции), ставшие уже историей,  книги об авиации. Стенд «Технический прогресс» отражает процесс модернизации и оборудования РТОП и связи.

- Эти два стенда, - рассказывает Юрий Сальников, - кратко информируют о деятельности наших структурных подразделений: отделения Оха, Ноглики, Зональное (на момент организации музея еще существовавшее), Шахтерск, Менделеево (Южно-Курильск) и Буревестник до 2014 года, базировавшийся на военном аэродроме Буревестник, а с 2014 года на территории вновь построенного аэропорта Курильск на острове Итуруп. Существенные изменения произошли в аэропорту «Ноглики», где в период с 2000 по 2007 год проведено строительство и ввод в эксплуатацию ИВПП с установкой СП «NORMARC», здания КДП, аэровокзала и наземных служб. В аэропорту Менделеево в 2012 году - строительство и ввод в эксплуатацию КДП и модернизация средств УВД, РТОП и электросвязи. Как ранее было сказано, на Итурупе заново построен и в 2014-м введен в эксплуатацию аэропорт Курильск, оснащенный новейшими средствами УВД, РТОП и электросвязи.

Если присмотреться, то чего здесь только нет! Стеллаж с набором электровакуумных изделий - радиолампы различного назначения (генераторные, приемно-усилительные, индикаторные, стабилизаторы напряжения тока). Магнетроны, тиратроны,  разрядники.

Переходим к современным электронным компонентам: транзисторы, интегральные микросхемы и микросборки, составляющие начинку современной электроники. Электроизмерительные и индикаторные механизмы прошлых лет, в том числе один экспонат от старой японской аппаратуры. Здесь же выставлены электромеханические счетчики часов наработки  радиоаппаратуры.                                                                                                    

 - На нижнем стеллаже одна из составляющих частей первого бытового компьютера, где в качестве магнитного накопителя информации использовались аудиокассеты от бытового кассетного магнитофона. На нижнем  и следующем стеллажах показаны средства громкоговорящей и телефонной связи, радиостанции УКВ воздушной и внутриаэропортовой радиосвязи взаимодействия служб аэропорта (автомобильная и носимая радиостанция производства Чехословакии)…  На среднем стеллаже показана подборка магнитных носителей информации, начиная с магнитных лент, кассет для аудио и видеозаписи и заканчивая жестким диском компьютера. Следующие экспонаты — это магнитофоны для записи радио и телефонных переговоров работников служб при обеспечении полетов воздушных судов. ЛПМ от магнитофона СХР-216 производства Венгрии на 16 каналов записи, магнитофон «Спектр-14» производства СССР на 14 каналов записи, магнитофон «Погода-М» для записи и вещания информации о фактической погоде на аэродроме для экипажей воздушных судов. Имеется также экземпляр самолетного магнитофона МС-61 с проволочным носителем информации, - увлеченно рассказывает Юрий Сальников.

В музее можно найти приемники и передатчики КВ и УКВ диапазона: радиоприемник «Волна-К», приемники трансляционные «Казахстан» и «Ишим», передатчик УКВ радиосвязи «Баклан» и легендарный самолетный приемник УС-9. И ставшие уже историей устройства для обеспечения телеграфной связи: аппаратура тонального телеграфирования ТТ-12 на 12 каналов, телеграфные аппараты СТА-67, аппарат Т-63 производства ГДР, Т-100 производства Чехословакии,  РТА-80 производства СССР, и так далее. Отдельный стеллаж занимает оборудование фотолаборатории, предназначение которой - печать фотоснимков захода на посадку воздушного судна.

Все эти механизмы у непосвященных вызывают, с одной стороны, добрую улыбку, а с другой, невероятное уважение к ушедшей эпохе.

В мероприятии приняли участие руководители служб и ветераны центра ОВД - те, кто трудился, в том числе, в советские годы на этих машинах - Галина Огнева, Наталья Николаева, Павел Бердов, Евгений Акиншин, Юрий Трифонов, Виктор Соколов, Валерий Монов.

Специалист по музейной работе АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Валентина Манжикова вручила музею еще несколько экспонатов, одним из которых стало архивное фото 1958 года, где запечатлено начало строительства нынешнего аэропорта и взлетно-посадочной полосы. 

                                                                                     Валентина Манжикова

Управление воздушным движением — это сложный механизм, работа которого скрыта от глаз пассажиров. Вместе с ветеранами мы прошли по этажам здания, побывали в самом его сердце — командно-диспетчерском пункте. С высоты КДП открывается обзор на аэропорт. Именно в этот момент видно, как идет на посадку вертолет санавиации.

Главная задача центра — обеспечение безопасности полетов и рациональное распределение воздушного пространства, от чего зависят безопасность и комфорт пассажиров. Напомним, Сахалинский центр обслуживания воздушного движения как составная часть «Аэронавигации Дальнего Востока» осуществляет аэронавигационное обслуживание над территорией острова Сахалин, южной частью Курильской гряды, над акваториями Тихого океана, Охотского и Японского морей. Площадь района ответственности составляет около 1 миллиона кв. километров.

Обслуживание воздушного движения над островами предоставляют, кроме Южно-Сахалинска, 5 отделений: Оха, Ноглики, Шахтерск, Курильск на Итурупе и Менделеево на Кунашире.

И мало кто знает, что техническим обеспечением аэронавигации и непосредственным управлением воздушным движением над островами занимаются около 320 сотрудников центра,  около 180 из них — в Южно-Сахалинске. Специалисты обеспечивают работу 70 радиотехнических объектов — радилокационных комплексов, пеленгаторов,  радиотехнических систем посадки воздушных судов, систем радионавигации, передающих и приемных центров авиационной связи.

В 2020 году гражданская авиация Дальнего Востока отметила 90-летний юбилей. Хроники сахалинского аэропорта можно почитать здесь. В музее, кстати, есть все еще работающая радиола «Урал-112», которая была приобретена в 1978 году и стояла в кабинете командира Южно-Сахалинского объединенного авиаотряда Вячеслава Гольцева. Многие фотографии, размещенные на стендах музея, сделаны ветераном предприятия и внештатным фотокорреспондентом Юрием Трифоновым.

Примечательно, что музей открылся накануне еще одного праздника. 7 декабря в мире отметят международный день гражданской авиации.

Елена Герцен ИА Sakh.com