В Южно-Сахалинске начали восстанавливать мемориал погибшим в катастрофах авиаторам

На месте, где лежат погибшие, сегодня четыре бетонных столбика, на трех уже нет фотографий, только короткие строчки имен и одинаковая для всех роковая дата — 18 декабря, написанная еще в старой советской манере с римской цифрой XII. Рядом еще два групповых захоронения — экипажи Александра Миргородского и Анатолия Михайлова, разбившиеся в результате катастроф в 1981 и 1973 годах, а также несколько персональных, связанных с заслугами, а не трагедиями.

Могилы уже обнесены новым забором — тонкая проволока свивается в профили авиалайнеров. Она — первый этап запланированного здесь восстановления мемориала авиаторам, отдавшим жизнь на «боевом посту». Инициаторами проекта стали старейший сотрудник сахалинского аэропорта Сталий Коняшов, представитель совета ветеранов авиации Василий Ильин и активисты молодежного совета Сахалинского центра обслуживания воздушного движения. А партнерами — аэропорт Южно-Сахалинска, сахалинский филиал «Аэронавигации Дальнего Востока», а также авиакомпании «Аврора» и «Авиашельф». Помощь оказала и администрация Южно-Сахалинска — проект молодежного совета поддержали на грантовом конкурсе «Мы и наш город».

                                       Сталий Коняшов, старший инженер по орнитологической безопасности полетов 

— Проект социальный, мы бы хотели привести в должное состояние захоронения выдающихся авиаторов. Здесь, на этом комплексе, представлены в том числе трагические истории. Это важные вехи истории авиации — уроки прошлого, которые нельзя забывать. Мы хотим эту память, эти захоронения, часть которых пострадали в 90-е, восстановить. Мы уже установили здесь новую ограду, стенд, где вкратце описаны обстоятельства катастроф. Следующий этап — собственно реставрация памятников. Эту работу мы начнем ближе к середине осени, — поделился один из кураторов проекта, руководитель группы информационных технологий «Сахалинского центра ОВД» Олег Меркушев.

                                                                                            Олег Меркушев

В дальнейшем, заметил он, в области надеются благоустроить также комплексы, расположенные в Охе, Ногликах и Шахтерске. Сейчас идет подготовка, поднимают документы, разыскивают родственников.

4 сентября на территории мемориала собрались главные участники проекта. Символическим началом работы по восстановлению мемориалов стала закладка небольшой аллеи с кленом и кедром из питомника аэропорта «Южно-Сахалинск». Ее создали действующие авиаторы вместе с родными людей, отдавших свои жизни за обеспечение связи островов с большой землей.

— Это важное событие, что решили увековечить весь комплекс авиационный, всех, кто в нем работал. Раньше и аэропорты, и авиация, и наземные навигационные службы были едины, потом нас всех разделили, у каждого свои юридические лица. Но мы все равно все вместе, всегда единым фронтом чтим память нашил предков, первопроходцев, наших наставников, — рассказывает Станислав Довыденко, сын командира воздушного судна Валентина Довыденко. Несмотря на трагедию, которая случилась, когда он был еще ребенком, Станислав тоже решил пойти в авиацию — в пилоты не прошел по здоровью, но устроился в аэронавигацию и теперь занимается наземным обеспечением полетов.

Валентина Манжикова, которая сегодня руководит музеем гражданской авиации в аэропорту Южно-Сахалинска, добавила, что общие параметры работы на мемориале уже определены — составлена смета, определен подрядчик, есть четкий план работ.

 

— Можно сказать, что мы находимся в середине работ. Сейчас заканчиваем всю подготовку и будем приступать. Пока охватим только центральное захоронение — экипаж Довыденко, который разбился на Ил-14РР («рыбная разведка»). Оно в наиболее плачевном состоянии. Будем менять стелы. Мы их демонтируем, зальем общую плиту, установим памятники всем членам экипажа, а также единый, на котором разместим общую информацию о той катастрофе, — заметила она.

                                                                                          Валентина Манжикова

Отдельный мемориальный комплекс для летчиков и экипажей, отправившихся в последний полет, появился в 1973 году после столкновения самолета Ил-14, летевшего в Шахтерск, с горой Краснова. В результате той трагедии погибли 5 членов экипажа и 13 пассажиров. Руководство сахалинского авиаотряда решило найти на городском кладбище место для захоронения авиаторов. В результате катастроф в последующие годы погибли еще два экипажа. Других черных страниц в книге истории сахалинской авиации так, к счастью, и не появилось. На территории мемориала похоронили нескольких выдающихся деятелей отрасли, а после старое городское кладбище закрыли. С тех пор за могилами следят коллеги и родственники. Последних, к сожалению, на островах остается все меньше, а значит авиаторам предстоит следить за мемориалами подвигам коллег еще более пристально.

Еще один большой проект, который надеются реализовать в Южно-Сахалинске к 2023-му году — сквер в честь 100-летия российской гражданской авиации. Он может появиться на пересечении улицы Куропатко (дорога к аэропорту) и проспекта Мира и стать тематической рекреационной и прогулочной зоной для большого района на юге города.

По информации ИА Sakh.com

07 сентября 2020 г.