В Южно-Сахалинске состоялась трехдневная стратегическая сессия, организованная по поручению врио губернатора Валерия Лимаренко при участии "Центра стратегических разработок «Северо-Запад». В форуме приняли участие 140 сахалинских и 80 приглашенных специалистов – представителей власти, бизнеса, науки, авиации, социальной сферы и общественности. Помогали участникам дорабатывать их проектные инициативы федеральные и региональные эксперты. По задумке Валерия Лимаренко, лучшие проекты лягут в основу региональной стратегии развития, рассчитанной до 2035 года, а также войдут в национальную программу Дальнего Востока.
В числе лучших – инициативы по созданию Сахалинского нефтегазового индустриального парка, глубокой переработке древесины, развитию марикультуры и индустрии стройматериалов. Также поддержку получили новые модели оказания медицинской помощи и подготовки кадров, востребованные на Сахалине и Курилах.
– Три дня мы с вами плотно работали над тем, чтобы определить приоритеты развития Сахалина и Курил, выбирали проекты, которые будут способствовать дальнейшему экономическому росту, приведут к качественным изменениям в инфраструктуре региона, социальной сфере и, как следствие, положительно скажутся на благополучии людей, – отметил Валерий Лимаренко.
Как рассказал Петр Щедровицкий – ведущий стратегической сессии, член правления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» и член экспертного совета при Правительстве России, в первый день рассмотрели около 150 инициатив по ключевым для Сахалинской области отраслям. По итогам сессии из них отобрали 10 наиболее содержательных, в том числе проект аэропорта "Создание транспортного авиаузла на базе Южно-Сахалинска", которые составили перечень значимых проектов для социально-экономического развития островов в долгосрочной перспективе. Среди основных целей, которые преследует руководство воздушной гавани – повышение пропускной способности аэропорта «Южно-Сахалинск» и создание условий для привлечения трансконтинентальных грузовых перевозчиков. Инвестиции в будущий проект составят 20,5 миллиардов рублей (6.7 млрд уже выделено на строительство аэровокзала) со сроком окупаемости 10 лет.
По словам заместителя генерального директора по развитию предприятия Шахабаса Давудова, над Южно-Сахалинском проходит 17 авиатрасс – по этим воздушных линиям ежедневно перемещаются грузы из Северной Америки в страны Юго-Восточной Азии и обратно. Главный островной аэропорт может стать удобным пунктом для технических посадок грузовых самолетов, которые совершают подобные трансконтинентальные перелеты.
– Эта идея у руководства аэропорта «Южно-Сахалинск» появилась давно. Но не было технической возможности начать ее реализацию из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры. Сейчас, с учетом завершающейся модернизации аэродромной инфраструктуры и строительства нового аэровокзала, наш проект имеет реальные шансы на воплощение. Нас поддержали наши партнеры из авиакомпании «Волга - Днепр» и компании «Новапорт», которые тоже участвовали в сессии. Выводы об экономической целесообразности развития такого направления сделал в своей работе и московский Центр стратегических разработок в Гражданской авиации. У кураторов сессии проект также нашел положительный отклик, – отметил заместитель генерального директора по развитию воздушной гавани острова Шахабас Давудов.
По словам экспертов, реализация проекта по привлечению трансконтинентальных авиакомпаний в аэропорт «Южно-Сахалинск» позволит уменьшить нагрузку, как на областной бюджет, так и на самих пассажиров. В целом, отмечают эксперты, финансовая устойчивость воздушной гавани должна возрасти. Произойдет это как раз за счет расширения перечня аэропортовых услуг.
– Мы наметили в рамках нашей инициативы предварительный план мероприятий. Планируем построить за счет федеральных и областных средств новую ИВПП и вертодром, сдать в эксплуатацию аэровокзальный комплекс, построить грузовой терминал за счет средств бизнеса и получить статус «Открытое небо». Реализация этих мероприятий позволит открыть пункт для технической посадки самолетов, выполняющих трансконтинентальные полеты по перевозке грузов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, – пояснил Давудов.
Сессия проходила в форме организационно-деятельностной игры. Участники сессии выдвигали проектные инициативы, подвергали их критике, выбирали приоритетные и определяли конкретные шаги по их реализации. Преимущество этого метода в том, что проблемные задачи решаются за короткое время благодаря интенсивной коллективной работе.
– Такой формат работы в Сахалинской области, на моей памяти, применяется впервые. Наиболее ценно то, что он расширяет рамки профессионального общения, – отметил председатель Общественной палаты Сахалинской области Владимир Иконников.
Во время стратегической сессии участники разделились на секции по ведущим для островного региона отраслям. Экономические проекты обсуждались на площадках, посвященных нефтегазовому, рыбохозяйственному, угольному и лесному комплексам. Отдельные секции собрали специалистов в области сельского хозяйства и продовольственной промышленности, строительства и транспортной инфраструктуры. Также на площадках рассматривались приоритеты в сферах здравоохранения, образования, туризма.
По информации пресс-службы правительства Сахалинской области и пресс-центра аэропорта «Южно-Сахалинск»
Фотографии – правительства Сахалинской области