23-24 мая в гостинице «Новотель-Шереметьево» состоялась конференция на тему «Ключевые составляющие коммерческого развития аэропортов», а также выставка: «Техника, оборудование и технологии для аэропортов». Организатор мероприятия – Ассоциация «Аэропорт» Гражданской авиации стран-участниц СНГ при поддержке Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Минтранса России, Росавиации и Ространснадзора. В работе конференции приняли участие представители аэропортов, смежных организаций, а также чиновники федеральных органов государственной власти.
Генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» ГА Виктор Горбачев в своем выступлении подвел итоги работы гражданской авиации России за 2017 год. Несмотря на сложные политические и экономические факторы: введение санкций западных стран в отношении некоторых российских предприятий и физических лиц, прекращение полетов на Украину, а также чартерных туристических полетов в Египет и Турцию в течение первого полугодия 2017 г., экономическое состояние отрасли демонстрировало рост. По данным Генеральной дирекции Ассоциации «Аэропорт» ГА, объем пассажирских перевозок российскими авиакомпаниями составил 105 млн. пассажиров, что составляет 115,7% к 2016 году. Пассажиропоток в аэропортах составил 186 млн. человек (с учетом перевезенных пассажиров иностранными авиакомпаниями) или 114,8% к 2016 году. Государственные инвестиции в развитие наземной инфраструктуры по Федеральным целевым программам (ФЦП) составили порядка 50 млрд. рублей. По мнению экспертов, в гражданской авиации продолжают иметь место и тревожные симптомы. Налицо регулярная тенденция к снижению количества аэропортов в стране. В частности, в период с 2015 по 2018 гг., то есть за четыре года, прекратили существование или переведены в разряд посадочных площадок 61 аэропорт. Анализ выполнения федеральных целевых программ показывает «неосвоение» в достаточном объеме запланированных капвложений примерно на одну треть. В 2017 году этот показатель составил 78%. По расчетам института «Аэропроект», чтобы привести наземную инфраструктуру действующих аэропортов в соответствие с нормативами, ежегодно в течение последних 15 лет требовалось осваивать не менее 70-75 млрд. рублей. К сожалению, фактически осваивается только 25-26 млрд. рублей. В связи с этими аспектами Ассоциация планирует комплекс мероприятий, позволяющий на всех уровнях лоббировать решение проблем отрасли, содействовать внедрению мировых стандартов и технологий в деятельность аэропортов, тем самым повышая качество обслуживания пассажиров и воздушных судов авиакомпаний.
В рамках мероприятия участники заслушали и обсудили выступления партнеров и коллег из различных аэропортов регионов России и стран СНГ. С точки зрения коммерческого развития аэропортов, коммерческий директор АО «Аэропорт «Бегишево» Феликс Козлов представил «Бизнес-кейс. Региональный аэропорт в России: реальные стратегии эффективного развития». На примере предприятия «Бегишево» докладчик поделился основными подходами к увеличению пассажиропотока в региональном аэропорту за счет существенного сокращения времени обслуживания воздушных судов и внедрения информационных технологий в производственную деятельность аэропорта. Разработка и реализация коммуникационной стратегии «оттягивания» пассажиров в свой аэропорт вызвала интерес участников мероприятия и желание обменяться опытом, посетив аэропорт «Бегишево».
С докладом «Ключевые факторы успеха магазинов беспошлинной торговли. Построение эффективных арендных отношений в региональных аэропортах» выступила Управляющий директор «Евразийской Ассоциации беспошлинной торговли» Фатима Дзоблаева. В интервью пресс-центру аэропорта «Южно- Сахалинск» госпожа Дзоблаева отметила, что для владельцев магазинов беспошлинной торговли важнейшей составляющей коммерческого развития становится эффективное взаимодействие с арендодателем в вопросах построения оптимальной модели коммерческой аренды площади, что особенно актуально в региональных аэропортах с низким пассажиропотоком. Опыт успешных региональных аэропортов и управляющих компаний в вопросах построения эффективной арендной модели основан на гибко настраиваемой системе в случае резких колебаний пассажиропотока, курса рубля, иных макро- и микроэкономических, а также политических рисков. В завершении интервью, глава компании пожелала успехов всем аэропортам РФ в их нелегком выборе приоритетов при формировании стратегии управления и развития аэропорта.
Руководитель направления АО «РИВЦ-Пулково» Валентин Абрамов представил доклад о перспективных IT-технологиях в развитии аэропортового бизнеса. Экспертное сообщество сошлось во мнении, что затраты на внедрение актуальных информационных технологий являются инвестицией в рост пассажиропотока в региональном аэропорту и, как следствие, в увеличение его доходной базы.
В ходе мероприятия участники конференции высказывали предложения по совершенствованию законодательной базы отрасли, которые в дальнейшем найдут отражение в обращениях Генеральной дирекции Ассоциации в государственные органы управления по проблемам развития аэропортов. За период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017, по данным из отчета организации, руководство Ассоциации «Аэропорт» ГА направило свыше 54 писем в различные инстанции и по многим вопросам были получены положительные резолюции, а также выданы поручения.
По окончании конференции состоялось голосование членов Ассоциации по текущим вопросам, а также награждение региональных аэропортов, победивших в различных номинациях, по итогам деятельности в 2017 году.
- Состоялась 53-я конференция аэропортов и смежных структур, которая в очередной раз подтвердила статус актуальной площадки для обсуждения проблем отрасли. Наша задача – не только услышать партнера, но и обеспечить продвижение конструктивных мыслей в структуры государственной власти с целью эффективного развития гражданской авиации России, - отметил Виктор Горбачев, завершая работу конференции.
По мнению генерального директора АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никиты Полонского, участие предприятия в работе Ассоциации «Аэропорт» позволяет быть в курсе новых тенденций в развитии аэропортовой инфраструктуры и отрасли в целом. В 2018 году работа в Ассоциации будет продолжена и от предприятия будут направлены специалисты для участия в деятельности профильных комитетов.