Региональные авиаперевозки поддержит налог на вылет за рубеж
По информации портала Pnp.ru, глава рабочей группы Совета Федерации по разработке предложений по развитию региональной авиации, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Штыров считает, что для решения проблемы необходима работа по трём направлениям.
Первое – это проблемы функционирования местных аэропортов. «Необходимо снизить себестоимость их работы, для того чтобы уменьшить цены на авиаперевозки, разработать новые системы аэронавигации и метеорологии, чтобы упростить их работу», – считает он. По мнению Штырова, также нужно сократить штаты аэропортов, чтобы сделать их более сбалансированными. Сегодня, например, они обязаны содержать свою пожарную команду при действующей службе общего пожарного назначения и штат всевозможных специалистов, которые нужны, только в случае если аэропорт принимает множество рейсов ежедневно, хотя по факту это может быть раз в неделю. Чтобы снизить себестоимость работы аэродромов, законодатели также предусмотрели послабление налогов в части платы за землю и материальное имущество.
Второй круг проблем связан непосредственно с авиаперевозками. По данным Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации, общая протяжённость авиационного маршрута в Российской Федерации на сегодняшний день составляет 707 тысяч километров. 541 тысяча приходится на международные и 166 тысяч – на внутренние воздушные линии. Субсидируется порядка 288 маршрутов. «Необходимо разработать дополнительные критерии социально значимых авианаправлений, которые будут субсидироваться государством и станут более доступными для граждан, устроить среди авиакомпаний конкурс, чтобы они поборолись за эти направления», – подчеркнул Штыров. Зачастую перелёт из областного центра в Москву или, например, Сочи удобен и доступен, но из отдалённых посёлков у людей нет возможности попасть в этот областной центр либо это стоит дороже перелёта в столицу.
Третье направление – разработка и поставка авиакомпаниям новых видов техники. Сейчас нет структурированной системы, как в Советском Союзе, когда существовали определённые линейки самолётов в зависимости от дальности полётов. Очень востребованы лёгкие многоцелевые самолёты с пассажировместимостью до 19 человек, которые идеально подойдут для региональных перевозок. «Люди летают на чём попало, например, замены маленькому самолёту Ан-2 нет, возможно, нам стоит вернуться к советской системе и создать особую линейку самолётов для местных авиаперелётов?» – говорит Вячеслав Штыров. Директор департамента стратегического маркетинга «Объединённая авиастроительная корпорация» Тамара Какушадзе отметила, что отработать потребности региональных перевозок самолётами на 50 и менее кресел корпорация пока не сможет из‐за отсутствия соответствующих моделей в линейке. «Тем не менее в этом году мы запустили работы по созданию модификации регионального самолёта Ил-114 на 60 и более кресел, который сможет удовлетворить потребности региональных авиалиний, так как сможет перевозить и грузы, и пассажиров», – подчеркнула она.
Секретарь рабочей группы Совета Федерации по развитию региональной авиации, генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень считает, что необходимо законодательно закрепить дополнительные меры поддержки предприятий авиапрома. Чтобы обеспечить их заказами, рабочая группа предложила обязать российских перевозчиков иметь в своём парке не менее половины самолётов отечественного производства, а также проработать систему госзаказа от Минтранса России. «В России сейчас порядка 2000 воздушных судов, около 1000 вертолётов, – рассказал Антон Корень. – Доля воздушных судов зарубежного производства около 72 процентов».
Самым значимым для граждан нововведением может оказаться введение инфраструктурного сбора с пассажиров аэропортов, вылетающих за рубеж. На строительство и реконструкцию аэродромной сети из бюджета ежегодно выделяется 40–42 миллиарда рублей. Но, по мнению экспертов, средств для модернизации необходимо в два раза больше. Большинство авиационных терминалов в субъектах убыточны. Для их поддержки и необходим новый налог. Крупные московские авиаузлы могут содержать себя сами, а деньги с этого сбора будут направлены в регионы. Размер выплаты будет согласовываться с Минтрансом, но не должен стать ощутимым для туристов.