С 27 марта главная воздушная гавань Сахалинской области перешла на летнее расписание выполнения полетов. К работе в теплое время года сейчас готовится и ряд подразделений АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск». Одно из них – аэродромная служба. Структура, от бесперебойного и качественного функционирования которой во многом зависит полноценная работа всего предприятия.
В число ключевых задач работников аэродромной службы входит целый комплекс мероприятий по круглогодичному содержанию летного поля, перрона и стоянок для воздушных судов в постоянной эксплуатационной готовности. Зимой к ним относятся очистка взлетно‐посадочной полосы и искусственных покрытий аэродрома от снега, слякоти, наледи и многое другое.
Совсем скоро, 15 апреля, подразделение перейдет на летний режим работы. А пока его руководитель Эдуард Орехов подводит итоги работы аэродромной службы за минувший осенне‐зимний период.
— Удивительно малоснежная зима и на редкость переменчивый март, — именно так, лаконично и в то же время многозначительно, характеризует прошедший сезон Эдуард Орехов. А между тем, последний зимний и первый весенний месяцы стали для работников аэродромной службы настоящей проверкой на профессионализм и выдержку.
— В этом году несколько раз сильные морозы сменялись оттепелями. Только в марте трижды были дожди. За почти 15 лет свой работы в аэродромной службе я такого не припомню! И нашей задачей было всеми силами не допустить обледенения взлетно‐посадочной полосы, рулежек и перрона. А при сильном дожде со снегом, да еще при резком падении температуры наружного воздуха, оно происходит практически мгновенно, — словно заново переживая те напряженные минуты рассказывает Эдуард Орехов.
Проведение противоголодедных мероприятий – важное направление работы аэродромной службы именно в зимний период. К ним Предприятие начинает подготовку задолго до выпадения первого снега. Так, еще в прошлом году аэропортом было закуплено порядка 100 тонн химических реагентов. Из них 36 – гранулированного и около 60-ти тонн жидкого. Последний предназначен именно для предотвращения обледенения.
— Уже зная прогноз погоды и ожидая, например, дождь или осадки в виде мокрого снега, мы заранее обрабатываем взлетно‐посадочную полосу (ВПП) и другие элементы летного поля жидким реагентом. Как он действует? В результате химической реакции снег и выпавшие осадки превращаются в кашеобразную массу, которая затем оперативно убирается плужно‐щеточно-продувочной техникой. Результат этой работы – чистые и пригодные к эксплуатации покрытия. Так, во время одного из ночных мартовских дождей, чтобы не допустить обледенения полосы, мы обработали ее жидким химреагентом. Сначала была морось, а потом пошел град с сильным дождем! Моментально все прихватило коркой льда. За исключением полосы, которая была обработана заранее. Если бы на полосе образовалась корка льда толщиной 5 миллиметров, то чтобы ее растопить с помощью тепловых машин, у нас ушло бы порядка 8 часов и несколько десятков тонн керосина, — рассказывает Эдуард Орехов.
Активное использование новейших материалов и внедрение самых передовых методов борьбы с гололедом — сегодня одно из приоритетных направлений работы аэродромной службы. В планах руководства АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» – приобретение универсальной и современной техники для обработки аэродрома жидкими и гранулированными реагентами.
Стоит отметить, что нынешней зимой в парке аэродромной спецтехники произошло долгожданное пополнение. При поддержке правительства Сахалинской области, аэропорт приобрел и в эту зиму эксплуатировал две новые снегоуборочные машины немецкой фирмы «Шмидт». Современные, компактные, супервыносливые и проходимые. Спокойно развивают рабочую скорость до 60 км в час, расчищая при этом снежную целину шириной до 3,5 метров. За неполных два месяца эксплуатации эти машины великолепно показали себя в условиях сахалинской зимы. Сейчас предприятие ожидает поступления еще нескольких таких «немцев».
Говоря о планах аэродромной службы АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» на ближайший весенне‐летний сезон, ее руководитель отмечает, что одной из первостепенных задач специалистов аэродромной службы в ближайшие несколько месяцев будет осуществление контроля за качеством проведения работ по реконструкции среднего участка взлетно‐посадочной полосы. Его длина составляет 2200 метров. Специалистам компании‐подрядчика, с которой в самое ближайшее время будет заключен контракт, с середины мая и до конца ноября предстоит выполнить колоссальный объем работ. В частности, на вышеуказанном участке планируется полностью заменить дренажную систему, установить новое светосигнальное оборудование (ССО), затем в несколько слоев уложить аэродромный асфальтобетон и таким образом повысить несущую способность и расширить взлетно‐посадочную полосу с 45 до 60 метров.
— Качество проведения этих работ и будет в центре нашего внимания на протяжении нескольких месяцев. Нам этот объект эксплуатировать – следовательно контроль будет на высочайшем уровне. Учитывая то, что полоса на несколько дней в неделю будет закрываться, перед каждым ее открытием мы будем принимать выполненные работы у строителей, следить за соответствием параметров летного поля жестким требованиям авиационных норм, — рассказывает Эдуард Орехов.
Сейчас весна, и активное таяние снегов для аэродромщиков — своего рода призыв к готовности номер один. Считанные недели остаются до начала проведения противопаводковых мероприятий. Неспециалисту и невдомек, что практически по всей территории аэродрома проложена сеть дождеприемных труб и колодцев. Своевременная и регулярная очистка дренажной системы – одно из обязательных мероприятий, проводимых аэродромной службой. Эти работы являются отличной профилактикой сезонного подтопления летного поля, что в условиях влажного сахалинского климата особенно важно.
Кроме того, с весны и до поздней осени специалисты аэродромной службы регулярно проводят орнитологические мероприятия, включающие в себя окос травы, использование ультразвуковых биоакустических установок для отпугивания пернатых, мелиорацию заболоченных участков.
— Мы тщательно следим за тем, чтобы на полосе и на расстоянии 60-ти метров от нее не было никаких посторонних предметов. В первую очередь, камней. Они могут представлять реальную угрозу для воздушных судов. Например, случайно попасть в двигатель с потоком воздуха. Специалисты обследуют буквально каждый квадратный метр аэродрома, — говорит руководитель аэродромной службы.
Особое внимание в конце мая‐начале июня специалисты подразделения уделяют нанесению маркировки (а проще говоря – разметки) на искусственные покрытия всех элементов летного поля. Такие мероприятия проводятся не менее двух раз в год: весной и осенью. Эти работы сотрудники аэродромной службы выполняют с почти ювелирной точностью – линии должны быть идеально ровными, без подтеков и нахлёстов. Во время беседы Эдуард Орехов приводит довольно интересный факт: чтобы отмаркировать только взлетно‐посадочную полосу южно‐сахалинского аэропорта необходимо порядка трех тонн краски! И это не считая нанесения разметки на территории стоянок воздушных судов, рулежных дорожек, путей движения спецтранспорта.
Сегодня аэродромная служба АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» — это коллектив профессионалов своего дела. В подразделении практически нет текучки кадров. Скорее, наоборот. Многие сотрудники работают здесь на протяжении нескольких десятилетий. Иногда – целыми семьями. Яркий пример: супружеская чета Геннадия и Галины Руммо. Он – заместитель начальника службы. Она – инженер по эксплуатации аэродрома. В аэропорту каждый из них трудится более тридцати лет, являясь для молодых коллег образцом работоспособности и полной самореализации в профессии.
По словам Эдуарда Орехова, аэродромная служба АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» -одна из самых квалифицированных и оснащенных на всем Дальнем Востоке. Наши специалисты оказывают консультационную помощь по ряду производственных и технических вопросов не только своим коллегам, работающим в других аэропортах Сахалинской области, но и представителям других регионов.
— Тесные многолетние связи у нас сложились с Петропавловском‐Камчатским, Хабаровском, Владивостоком, Санкт‐Петербургом, столичными аэропортами — Домодедово и Шереметьево. Приятно осознавать, что по ряду направлений мы первыми начинаем использовать те или иные технологии. Но это не мешает нам перенимать опыт коллег для того, чтобы в дальнейшем организовывать свою деятельность на новом уровне и повышать собственный профессионализм на благо стабильной работы и развития нашего предприятия, — резюмировал Эдуард Орехов.
В связи с решением о передаче всех аэропортов Сахалинской области под руководство нашего предприятии, задачи, решаемые аэродромной службой, будут усложняться. Теперь им придется свой опыт и знания передавать всем аэродромщикам Сахалина и Курил, контролировать соблюдение высоких отраслевых стандартов на каждом аэродроме области.