Сайт airportus.ru – единственный официальный сайт АО «Аэропорт Южно-Сахалинск»

При использовании иных интернет-ресурсов есть риск получения недостоверной информации

Новости

«Южно‐Сахалинск. Аэропорт. Воспоминания». Анатолий Королев: «Я благодарен небу за свою жизнь»

В 2017 году пресс‐центр южно‐сахалинского аэропорта продолжает проект «Южно‐Сахалинск. Аэропорт. Воспоминания». Это цикл публикаций о людях, наших с вами земляках, которые внесли значительный вклад в развитие авиации на Сахалине и Курилах. История каждого из наших героев – это признание в любви островному небу, это фантастические упорство и целеустремленность, это работа без праздников и выходных, а зачастую и вовсе на износ, на пределе человеческих возможностей.

Многие ветераны сахалинской авиации уже давно на заслуженном отдыхе. Некоторые покинули Сахалин и обосновались в европейской части России. Один из них – Анатолий Александрович Королев. Человек, имя которого без преувеличения стало символом развития островной авиации в доперестроечное время. Вот уже более десяти лет Анатолий Александрович живет в Санкт‐Петербурге, но всегда рад телефонным весточкам с островной земли. Анатолий Королев – удивительный собеседник с потрясающей памятью. О событиях полувековой давности он рассказывает, словно они были вчера…

Анатолий Александрович Королев

Служба на Краю Земли

Я родился в Ульяновске и, сколько себя помню, всегда мечтал о небе, буквально грезил самолетами. Поэтому вопроса, куда идти после окончания школы, у меня просто не возникло. Но тут вышла незадача. На момент получения аттестата зрелости я был несовершеннолетним. Первая попытка поступить – не удалась, не приняли. Но я не сдавался и уже на следующий год стал курсантом Бугурусланского лётного училища гражданской авиации. Настойчивый был: если поставлю цель – обязательно её добьюсь. Так и вышло. В 19 лет мне было присвоено звание лейтенанта гражданского воздушного флота (ГВФ СССР). После окончания училища, как это было принято в советское время, нас трудоустраивали по распределению. Шесть человек с нашего курса попали на Сахалин, в том числе и я. Ехали в никуда, знали лишь то, что это очень далеко. Прибыли в Александровск‐Сахалинский, именно там тогда была сосредоточена вся гражданская авиация острова (самолёты По-2, Як-12, Ан-2 и вертолёты Ми-1, Ми-4). Это был август 1956 года, – начинает свой рассказ Анатолий Александрович.

Прежде чем рассказать о своем дальнейшем профессиональном пути, сделаю небольшую ремарку. Мне всегда везло на учителей и друзей. О некоторых из них я хотел бы рассказать особо. По прибытию в Александровск, тогдашним авиаподразделением в Александровске‐Сахалинском командовал Василий Иванович Козлов, лётчик‐истребитель. Легенда! Бил японцев на Халхин Голе, во время Отечественной войны летал на юге страны, был подбит под Керчью. Командовал эскадрильей, был замначальника дальневосточного управления. Горжусь, что знал его!, – делится воспоминаниями авиатор.

В Александровске‐Сахалинском Анатолий Королев сразу приступил к работе. Первое время летал на самолетах По-2. Надежные машины, которые во время Отечественной войны за возможность лётчикам‐женщинам вести бомбардировки в темное время суток немцы называли «ночными ведьмами». Позже «пересел» на Як-12. Работы в то время было много: постоянно летали на пожары и санзадания. Герой интервью отчетливо вспоминает свое самое первое санитарное задание. Суровая сахалинская зима, 1957 год. Задачей стала срочная доставка пакета с донорской кровью из Александровска в районную больницу посёлка Ноглики. Весь полёт Анатолий Александрович продержал пакет с кровью в запазухе, под свитером, чтобы обеспечить её сохранность. Успел доставить кровь вовремя. Больному спасли жизнь.

М.В. Водопьянов на Сахалине (апрель 1967 г.)

Еще один человек, с которым посчастливилось познакомиться лично – легендарный полярный лётчик Михаил Васильевич Водопьянов. Герой Советского Союза, именно он 9 января 1930 года на самолете «СССР-127» проложил воздушный маршрут: Хабаровск – Оха – Александровск‐Сахалинский протяженностью 1130 метров. Позже этот маршрут был прозван «Трассой героев» в честь лётчиков‐героев Советского Союза, выполнявших полёты из Хабаровска на Сахалин (Молоков, Лепядевский и др.). Встреча с М.В. Водопьяновымм состоялась в 1967 году, когда я был уже командиром александровск‐сахалинского авиагарнизона. Особо запомнилось, что во время встречи он был естественным и удивительно активным, несмотря на свои 68 лет, – делится воспоминаниями Анатолий Александрович.

Только вперед!

После Александровска‐Сахалинского Анатолия Королева перевели в Южно‐Сахалинск. Напряженная работа не помешала ему продолжить образование. После окончания очного обучения в Ордена В.И. Ленина Академии гражданской авиации (ОЛАГА), инженера‐пилота первого класса Анатолия Королева распредели в Министерство гражданской авиации СССР. Невероятный по тем временам карьерный рост! Но проработав один месяц, Королёв добился возвращения на ставший уже родным Сахалин.

В Южно‐Сахалинском объединённом авиационном отряде гражданской авиации Анатолия Александровича назначили командиром 147 лётного отряда, в который входили 3 авиационные авиаэскадрильи: 1 авиаэскадрилья (далее по тексту – АЭ) с базированием самолётов Ил-14 и Ан-24 в аэропорту «Южно‐Сахалинск»; — 2 АЭ с базированием самолётов Ан-2 в аэропорту «Зональное» и Александровске‐Сахалинском – самолётов Ан-2 и вертолётов Ми-1; — 3 АЭ с базированием самолётов Ан-2, вертолётов Ми-4 и Ми-8 в аэропорту «Оха» (Новостройка).

В.А. Шульга, В.Д. Терентьев, А.А. Королёв на фоне Ту-154, совершившего первый полёт в Южно‐Сахалинск

В аэропортах «Южно‐Сахалинск», «Оха», «Ноглики», «Зональное», «ЮжноКурильск» (Менделеево) началась реконструкция взлётно‐посадочных полос. Северную часть ВПП в аэропорту «Южно‐Сахалинск» удлинили на 500 м, что позволило принимать самолёты Ту-154, а в дальнейшем и самолёты И-62М (с ограничениями по взлётной массе).

В 1984 году, после окончания факультета повышения квалификации командно‐руководящих кадров гражданской авиации ОЛАГА А.А. Королёв работал заместителем командира по производству Сахалинского производственного объединения Дальневосточного управления гражданской авиации (СПО ДВУ ГА), а после ликвидации СПО ДВУ ГА, в апреле 85-го его назначили командиром Сахалинского объединенного авиаотряда.

В 1985 году была завершена трехлетняя реконструкция ВПП для приема ТУ-154. Но команда южно‐сахалинских авиаторов уже начала мечтать о том, чтобы на Сахалин летали самолеты большей вместимости. Такие, как Ил-62, Ил-86 и Ил-96.

Говоря о людях, с которыми меня свела судьба, не могу не упомянуть Генриха Васильевича Новожилова. Это известнейший советский авиаконструктор, под руководством которого были созданы такие самолёты, как Ил-76, Ил-86, Ил-96–300 и Ил-114. Я был знаком с ним лично, а однажды мы его и вовсе выручили. Дело в том, что в 1987 году шли испытания нового самолета Ил-96–300, и ему нужно было выполнить сверхдальний перелёт на Дальний Восток РСФСР из Австралии. Для завершения этого грандиозного рейса аэропорт «Южно‐Сахалинск» как место посадки с точки зрения расстояния подходил идеально. Но, таких самолетов мы никогда не принимали. Ил-96–300 ждали в Хабаровске. В общем, экипаж самолета запросил посадку. Комиссия аэропорта по приёму воздушных судов новых типов обсудила предложение и согласились на выполнение технического рейса. Хотя, признаюсь честно, у меня лично определенные опасения все же были. Самолеты такого типа прилетали только по разовым разрешениям МГА СССР. Мы пошли на риск, который в дальнейшем положительно сказался на развитии всей гражданской авиации Сахалинской области. Приземление Ил-96–300 прошло благополучно. Самолёту для посадки хватило половины ВПП. Специалисты аэропорта оформили технический акт о пригодности аэропорта «Южно‐Сахалинск» для эксплуатации воздушных судов типа Ил-96–300. Акт мы подписали прямо на борту воздушного судна и отправили его в Министерство гражданской авиации на утверждение. После утверждения аэропорт «Южно‐Сахалинск» получил право эксплуатировать воздушные суда типа Ил-96–300. На память Генрих Васильевич подарил мне модель Ил-96. Она до сих пор стоит у меня на тумбочке. Грандиозное было время! – продолжает свой рассказ герой нашего интервью.

Анатолий Александрович Королёв и Сталий Энгельсович Коняшов на отдыхе в Чехии

Командиром аэропорта «Южно‐Сахалинск» Анатолий Королев пробыл до 1995 года. Во время перестройки на заре 90-х команда аэропорта всерьез задумалась о строительстве второй взлетно‐посадочной полосы – работали на перспективу. Сахалин очень выгодно расположен: через него проходили (и до сих пор проходят) международные воздушные трассы из Юго‐Восточной Азии в Европу и Америку. И самолетам, выполняющим такие полеты, было бы очень удобно иметь аэропорт «Южно‐Сахалинск» как аэродром для дозаправки самолётов. С планами и расчетами команды согласились в МГА СССР, и в FAR США, куда Анатолий Александрович специально летал в составе Сахалинской областной делегации. Но в августе 1991 года для страны Советов наступило непростое время, и мечты сахалинских авиаторов так и остались мечтами.

Вместо послесловия

Несколько раз в месяц на дисплее мобильного телефона Анатолия Александровича высвечивается один сахалинский номер. Часовые пояса и тысячи километров не помеха для верного друга и соратника нашего героя – Сталия Энгельсовича Коняшова. Бок о бок они проработали в аэропорту областной столицы 32 года. Кстати, в сентябре прошлого года Сталий Коняшов, который до сих пор трудится в аэропорту старшим инженером по орнитологическому обеспечению безопасности полётов, уже становился героем рубрики «Южно‐Сахалинск. Аэропорт. Воспоминания». Вот и сейчас, пользуясь случаем, Анатолий Александрович передаёт приветствие своему товарищу, а также всем сотрудникам аэропорта «Южно‐Сахалинск», с кем ему довелось работать.

P.S. При подготовке этого материала были использованы воспоминания С.Э. Коняшова, ранее опубликованные в сахалинских СМИ.