«С женой меня свела задержка рейса»: командир воздушного судна авиакомпании «Аврора» Денис Цуканов о семье и небе

29 августа 2018 г.

Парить в небе птицей, с легкостью меняя часовые пояса, проходить сквозь айсберги облаков и, заходя на посадку, любоваться огнями ночных городов – мечтают многие. Но до красивой цели – стать пилотом – добираются только самые упорные и смелые. Гость нашего пресс-центра, командир воздушного судна главной региональной авиакомпании «Аврора» Денис Цуканов – именно такой. Пилоту всего 34 года, но за плечами Дениса больше 6000 часов «налёта» на самых разных типах судов. Командир Цуканов рассказал, чем для него отличается полет на Airbus или Dash, поведал о буднях пилота и безусловной любви к авиации.

Парить в небе птицей, с легкостью меняя часовые пояса, проходить сквозь айсберги облаков и, заходя на посадку, любоваться огнями ночных городов – мечтают многие. Но до красивой цели – стать пилотом – добираются только самые упорные и смелые. Гость нашего пресс-центра, командир воздушного судна главной региональной авиакомпании «Аврора» Денис Цуканов – именно такой. Пилоту всего 34 года, но за плечами Дениса больше 6000 часов «налёта» на самых разных типах судов. Командир Цуканов рассказал, чем для него отличается полет на Airbus или Dash, поведал о буднях пилота и безусловной любви к авиации.

Как и когда вы поняли, что хотите стать пилотом?

Всё пошло из семьи. Хотя мои родители от авиации далеки – они инженеры в строительной сфере. У моего отца была мечта стать военным летчиком, но по разным причинам у него это не вышло, и он пошел учиться на инженера. Отец все-таки косвенно повлиял на мой выбор. В выпускных классах я увлекся легкомоторной авиацией, вступил в Аэроклуб под управлением Григория Григорьевича Газарянца. После него я четко принял решение – хочу летать.

Дальше была академия гражданской авиации в Санкт-Петербурге, где я получил профессию пилота. Хотя изначально я пошел учиться на штурмана гражданской авиации. Мест на  желанный факультет не было. Поэтому поступил, куда получилось, а затем перевелся. Врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК) я впервые проходил еще в 11 классе при поступлении в Аэроклуб, поэтому, когда приехал на институтскую, никаких проблем у меня не возникло. Все сдал, остался учиться и жить в Санкт-Петербурге.

В городе на Неве я прожил 9 лет. Именно в Санкт-Петербурге познакомился с будущей супругой, хотя она тоже с Сахалина. Забавно, что поводом для знакомства стала задержка рейса.

Ждать пришлось долго – 8 часов, мы разговорились и все закрутилось. Случай сыграл в нашей жизни решающую роль.

На минутку отойдем от учебы в сторону. Хочется узнать, какими качествами необходимо обладать женщине, чтобы стать супругой пилота?

Самое главное – это терпение. Даже дома я в постоянных разъездах, к этому надо привыкнуть и это надо принимать. У нас как в семьях моряков – та же «кухня». Но еще больший запас терпения необходим с появлением детей в семье. Но мне не на что жаловаться – у меня дружная семья: жена Каролина и дочки – Карелия и Каталея.

Как проходили институтские годы?

Учеба мне давалась достаточно легко. Особенно нравились узкоспециализированные дисциплины, связанные именно с авиацией.Было интересно и за счет богатой практики. На территории академии находится тренажерный комплекс. Так в институте я успел «полетать» на Ан-24/26/30, Як-40, Ту-134/154, Ми-8. А летная практика проходила на Ан-ах на Ржевке (округ Санкт-Петербурга). Нынешние студенты тренируются в Бугуруслане. На территории Ленинградской области, к сожалению, ничего не осталось.

Интересно, что до моего поступления в академии выпускали только штурманов (воздушная навигация) и диспетчеров (управление воздушным движением). Вообще наш выпуск стал третьим выпуском пилотов.

В группе штурманов, с которыми я поступил, изначально было 20 человек, у пилотов, насколько помню, – 32 студента. Я поступил с условием, что потом переведусь на пилота. Так и произошло два года спустя: за хорошую учебу меня перевели на «пилотный» факультет, причем на бюджет. Выпустилось из нашей группы 18 человек, причем 12 сразу начали работать по специальности.

А как сейчас обстоят дела у тех, кто учился с вами?

Конечно, по профессии работают не все. Кто-то ушел в бизнес, кто-то в другие сферы. Те, кто не летают, говорят, что тяга осталась. Все равно иногда хочется сесть за штурвал. 

Когда вы в первый раз сказали пассажирам: «Добрый день! Вас приветствует командир воздушного судна Денис Цуканов»?

Это было на Boeing-737 в авиакомпании «Сахалинские авиатрассы» (предшественник авиакомпании «Аврора»), рейс до Саппоро. Есть понимание, что ты теперь старший, командир корабля, и ты несешь ответственность за судно и пассажиров. Когда осознаешь, что на борту сотни человек, понимаешь, что ошибки просто исключены, поэтому волнение уходит на второй план.

Когда я начал летать в качестве командира судна, уже имел достаточный налет – 3000 часов. Но трепет был, и разница есть, когда ты первый пилот и второй. Разница в ощущениях, они другие. Можно сравнить с работой хирурга, например. Есть понимание, что малейшее неверное действие, миллиметр в сторону – и исход может измениться. Поэтому первый полет очень ярко запоминается.

Вернувшись из Саппоро на Сахалин, коллеги из авиакомпании поздравляли меня с первым полетом. Очень приятная добрая традиция.

Почему решили вернуться на Сахалин, а не остались в Санкт-Петербурге?

Вообще на Сахалине я проходил практику штурманом. Мне обещали, что примут на работу, кадров не хватало. В то время в Санкт-Петербурге с трудоустройством было куда сложнее. Хотя спустя 2-3 года наоборот все поменялось: активно начали звать в Москву и Санкт-Петербург, но подумав, я принял решение остаться на родном острове. У меня родился первый ребенок и, конечно, хотелось быть ближе к семье.

Еще один важный момент – невероятная природа Сахалина, которая притягивает. Отец не только выбрал направление моего развития, но и влюбил меня в родной остров.

Как долог век пилота? Сколько лет в среднем летают авиаторы?

Исходя из практики, лет до 50-60. Когда пилоты прекращают летную деятельность, первые 3-5 лет испытывают смешанные чувства, очень тянет в небо. Потихоньку это проходит, и привыкаешь к земному образу жизни. Небо – это хорошая привычка.

На каких «машинах» в «Авроре» вы летаете и куда?

В карте полетов – десяток городов России и не только. Рейсы чередуются согласно заранее заявленного плана-графика. По всему Дальнему Востоку и в Новосибирск я летаю на Airbus A-319. В Саппоро, Токио, Хабаровск, Владивосток, Камчатку и на Курилы – на DHC-8. Управляя разными типами судов, конечно, надо перестраиваться. У них разная философия управления. Но быстро приспособиться помогает собранность. В авиакомпании меня подготавливали высококвалифицированные специалисты, в чем я им очень благодарен. У нас очень хороший и дружный коллектив. Очень ценю доверие Константина Петровича Сухоребрика (генеральный директор авиакомпании «Аврора») и благодарен ему.

Есть ли у вас любимые аэропорты и самолеты?

Пожалуй, самый любимый аэропорт – тот, что дома, в Южно-Сахалинске. Куда бы ни летал, все равно на обратном пути думаешь, еще немного и дома. А что касается, воздушных судов, есть один списанный самолет «Сахалинских авиатрасс» с бортовым номером 47198, на котором я когда-то летал. Каждый раз вижу его и испытываю чувство ностальгии. Хотя, когда работаешь и видишь самолеты ежедневно, конечно, привыкаешь к ним. Может показаться, что авиамашины на одно лицо, но это не так.

Мне кажется, я тонко чувствую технику, подмечаю все нюансы в поведении и в звуках. Запоминаю шум двигателей, узнаю самолеты по звуку. Родные хорошо знают мои особенности. Старшая дочь, когда замечает в небе самолет, всегда говорит: «Пап, смотри! Твой самолет летит!». А я заметил за собой, что если неделю не летаю - уже начинаю скучать, настолько я с самолетами и небом стал единым целым.

Часто ли общаетесь с пассажирами вне кабины пилота? Как вообще люди реагируют на человека в форме?

Мне однажды приходилось разговаривать с пассажирами на земле и объяснять им, почему рейс откладывается на сутки. Я был совсем юный двадцатитрехлетний пилот. Но когда подошел к людям в форме и официально поздоровался, мигом завладел вниманием. Пассажиры в такие моменты прислушиваются, с пониманием относятся к задержке. Никому не нравится быть в неведении, поэтому самое главное иметь с ними контакт. В полете с пассажирами контактируем через старшего бортпроводника, потому что покидать кабину запрещено.

Бывает, даже благодарят – взрослые звонят и пишут, а дети передают рисунки, которые я храню. Это всегда приятно.

Какое наставление или пожелание можно озвучить тем, кто собирается связать свою жизнь с авиаотраслью?

– В нашем деле главное – это большое желание и целеустремленность. Если ты по-настоящему влюблен в небо и хочешь работать в этой сфере, надо четко и планомерно идти к этой цели. Сейчас в профессии есть хорошие перспективы, имея упорство можно многого достичь.

Для информации:

АО «Авиакомпания «Аврора» создана руководством ПАО «Аэрофлот» в 2013 г. по поручению Правительства РФ и входит в группу компаний «Аэрофлот». В настоящее время парк воздушных судов предприятия насчитывает 24 самолета. На регулярной основе выполняются социально значимые рейсы в Сахалинской области и Приморском крае, по международным маршрутам и на внутрироссийских направлениях.

Фото Дмитрия Сергеева, а также из личного архива Дениса Цуканова