Трудовые будни авиационных орнитологов: сезон миграции птиц подходит к концу

Трудовые будни авиационных орнитологов: сезон миграции птиц подходит к концу

На протяжении нескольких лет в аэропорту «Южно‐Сахалинск» успешно работает орнитологическая группа. Авиационный персонал следит за тем, чтобы птицы не создавали риски столкновения с воздушными судами. Об особенностях осенней миграции птиц в 2017 году пресс‐центру рассказали орнитологи в пиковый период, характеризующийся сложной орнитологической обстановкой в районе аэродрома «Южно‐Сахалинск».

Окрестности аэропорта областной столицы по‐осеннему ярко представлены желто‐бордовыми красками. Интерес пернатых вызывают плоды рябины, боярышника, дикой яблони и облепихи, растущих на прилегающей к аэропорту территории. Природное разнообразие деревьев и кустарных растений, а также наличие болот и рек неподалеку от аэродрома в результате привлекает тысячи птиц. Учитывая и анализируя процессы миграции, авиационный персонал аэропорта выполняет важнейшую задачу – обеспечение безопасности полётов воздушных судов.

Зона ответственности аэропорта «Южно‐Сахалинск» охватывает взлётно‐посадочную полосу и воздушное пространство над ней. Ежедневно над территорией аэропорта пролетает множество птиц разных видов: ворон, чаек, уток, гусей и лебедей, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области. С целью предотвращения рисков столкновения воздушных судов с птицами авиационные орнитологи проводят специальные мероприятия по снижению привлекательности территории аэродрома для перелётных птиц, а также используют в работе специальное оборудование – биоакустические установки.

Биоакустическая установка АЭРО-1С

По словам старшего инженера по орнитологическому обеспечению полетов аэропорта «Южно‐Сахалинск» Сталия Коняшова, впервые вопросами орнитологического обеспечения безопасности полетов в СССР занялись в 1967 году. В результате проведенных исследований и анализа специалисты выявили факторы риска столкновения птиц с самолетами и начали разработки по его минимизации. Внедрение метода биоакустического отпугивания птиц взяло начало в 80-х годах прошлого века, и с тех пор идею удалось развить, а оборудование усовершенствовать.

Современное авиационное орнитологическое оборудование способно воссоздать крики раненных и хищных птиц, тем самым оповестив о реальной угрозе для животных, появляющихся в районе аэродрома. Подобное оборудование используют десятки российских аэропортов, в число которых входит воздушная гавань областной столицы.

Аэропорт «Южно‐Сахалинск» впервые установил стационарное орнитологическое оборудование в марте 2016 года. Весной текущего года, пополнив технический арсенал тремя установками, орнитологи аэропорта заметили первые значительные успехи. В 2017 году решать орнитологические проблемы специалистам помогают три биоакустические установки АЭРО-1С и две газовые пропановые Гром‐пушки, которые способствуют отпугиванию пернатых от территории аэродрома.

Гром‐пушка в аэропорту «Южно‐Сахалинск»

Кроме того, специалистами используются и подручные средства. Ежедневно авиационные орнитологи аэропорта выезжают на территорию аэродрома для отпугивания птиц с взлетно‐посадочной полосы сигнальными ракетами. Особенно эффективно этот метод действует для борьбы с мигрирующими чайками, утками, гусями и лебедями.

«Что касается особенностей этого периода: в этом сезоне снег выпал рано и птица начала массово двигаться на юг. В этом году к середине октября снегом покрылся Сусунайский хребет, пик Чехова и западный Бамбуковый хребет. Сейчас над аэропортом проходит сконцентрированный перелёт, который должен закончиться к середине ноября. Вся техника, установленная на аэродроме, помогает успешно справиться с поставленными задачами», – дополнил Сталий Коняшов.

Для успешной реализации программы обеспечения безопасности полетов в этом месяце аэропорт будет дооснащен еще одной Гром‐пушкой, установленной в южной части аэродрома. В планах орнитологов – закупка дополнительного оборудования в 2018 году. Эти меры позволят контролировать орнитологическую обстановку на аэродроме аэропорта «Южно‐Сахалинск» еще эффективнее и снизить уровень риска столкновения воздушных судов с птицами.

20 октября 2017 г.