Билеты за мили: как устроены бонусные программы авиакомпаний

19 мая 2015 г.

Билеты за мили: как устроены бонусные программы авиакомпаний

Издалека программы лояльности авиакомпаний напоминают халяву, но если разобраться — они скорее похожи на тот самый сыр и большинству пассажиров не будут выгодны. Выжать максимум из бонусов и миль смогут те, кто летает не реже четырех раз в год и обладает чутьем охотника за скидками. Тут мало просто быть часто летающим пассажиром — нужно следить за сроком действия миль, партнерскими акциями, повышать и поддерживать статус.

Если вам это по силам, читайте дальше и узнайте, как бесплатно слетать в Гоа, получить ночь в римском отеле в подарок, и чем могут быть полезны частые командировки в Красноярск. Если думаете, что «мильная» программа — это простая и выгодная возможность получать бесплатные билеты, тем более читайте дальше и убедитесь, что вы неправы.

Что такое мили

Миля — единица, которой авиакомпания оценивает вашу лояльность. По сути, бонусные программы авиакомпаний не отличаются от таких же систем в супермаркетах: покупаешь товары (билеты), получаешь бонусы (мили), тратишь эти бонусы на другие товары (билеты, отели, прокат машин).

Мили бывают премиальными (неквалификационными) и статусными (квалификационными). Премиальные мили — это как раз те бонусы, которые можно потом потратить на билеты или повышение класса обслуживания. Обычно у этих миль есть срок годности от 20 до 36 месяцев, потом они сгорают. Статусные мили тоже можно обменять на премии, но, кроме этого, они влияют на уровень сервиса. Чем больше таких миль на карте, тем более важной персоной вы становитесь: вас будут бесплатно пускать в VIP лаунж‐зоны, регистрировать на рейс без очереди, пересаживать в бизнес‐класс. Статусные мили обнуляются раз в год, 31 декабря.

Какую бонусную программу выбрать

В IATA состоят около 250 авиакомпаний, и у большинства есть программа лояльности. Присоединиться к ней можно онлайн, в офисе компании или даже в салоне самолета. После регистрации вам присвоят номер участника и пришлют карту, но на самом деле карта нужна скорее для красоты — обычно хватает номера участника и паспорта.

Мили зачисляют за каждый перелет, количество зависит от расстояния, класса салона и тарифа. Алгоритмы расчетов разные. В программе Miles & More вы получите две бонусные мили за каждую настоящую за любой полет в бизнес‐классе, в «S7 Приоритет» — три, а в программах Flying Blue (Air France, KLM и партнеры) и «Аэрофлот Бонус» количество миль за полет в бизнес‐классе зависит от тарифа — 125–200% от расстояния.

Часто авиакомпании объединяются в альянсы и договариваются между собой, чтобы участники их бонусных программ могли набирать мили на рейсах одной компании, а тратить — на полеты другой. Три крупнейших альянса в мире и их программы лояльности:

  • Star Alliance — 27 авиакомпаний, включая Lufthansa, SWISS, Turkish Airlines, THAI, United и South African Airways, основная бонусная программа — Miles & More;
  • SkyTeam — 20 авиакомпаний, в том числе «Аэрофлот», KLM, Air France, Alitalia и China Airlines, основная бонусная программа — Flying Blue;
  • oneworld — 15 авиакомпаний, среди которых S7 Airlines, British Airways, American Airlines, airberlin, Finnair и Iberia, основная бонусная программа.

Бонусы начисляют не только за перелеты авиакомпаниями одного альянса. Часто у компании есть дополнительный список партнеров: если воспользуетесь их услугами, получите премиальные (но не статусные) мили на свою карту.

Бонусные программы российских компаний

В глобальные альянсы входят только «Аэрофлот» и S7 Airlines. Программа лояльности S7 называется «S7 Приоритет», программа «Аэрофлот бонус» распространяется также на дочернюю компанию «Россия». У «ЮТэйр» есть собственные бонусные программы «СТАТУС», «СТАТУС‐Семья» и «СТАТУС‐Бизнес», а в «Трансаэро» действует программа «Трансаэро Привилегия».

Программы лояльности лоукостеров

Большинство лоукостеров не входят в авиационные альянсы, а право участия в программе лояльности и вовсе продают за деньги. Но это не так невыгодно, как может показаться на первый взгляд. Например, в WIZZ Discount Club мили не начисляют вообще, а присоединиться стоит 29,99 €. Зато участники клуба получают скидку 10 € за каждый билет дороже 19,99 €. Выгодно уже на первом перелете туда и обратно втроем.

Члены клуба easyJet Plus за 149 £ в год получают выгодные предложения, возможность быстрее проходить регистрацию на рейсы и выбирать самые удобные места в самолете. А вот у Vueling целых две программы лояльности: можно зарабатывать баллы системы Punto на полетах, аренде авто, отелях и использовании карты Vueling Pass, а можно копить бонусы на карте Iberia Plus и через нее тратить внутри альянса oneworld.

Чтобы выбрать бонусную программу, ответьте для себя на вопрос: куда я обычно летаю? Если путешествуете в основном по России, ваш вариант — «Аэрофлот Бонус»: более 50 маршрутов только по PФ и СНГ и сотни направлений у партнеров по альянсу SkyTeam. Если чаще летаете в Азию, вступайте в программу лояльности Qatar Airways (альянс oneworld) или Emirates Skywards, среди партнеров которой — российская S7 и лоукостер easyJet. В спорных случаях выбирайте программу, у которой больше подходящих для вас партнеров.

Как накопить мили

Основные источники миль

1) Полеты рейсами одной и той же авиакомпании или ее партнеров

Самый простой и быстрый способ накопить мили. Подходит тем, кто часто летает в командировки или к родственникам в одном и том же направлении, а также поклонникам определенных стран для отдыха. Таким туристам легко выбрать подходящий альянс и бонусную программу, которая позволит ощутимо экономить, не меняя планов и предпочтений.

2) Покупка товаров и услуг у партнеров программы (отели, прокат машин, рестораны)

На сайтах бонусной программы или альянса всегда перечислены компании‐партнеры. Разумеется, при прочих равных выгоднее взять машину напрокат или остановиться в отеле из этого списка. Вы получите дополнительные мили на карту за услугу, которую и так хотели купить.

Пример. Допустим, вы участник программы «Аэрофлот Бонус» и задумали недельку покататься по Бали на арендованной машине. За билеты из Москвы до Денпасара и обратно рейсами эконом‐класса «Аэрофлота» вы получите 24 972 мили. А если возьмете автомобиль напрокат у партнерской компании Europcar, заработаете еще 500 миль и сможете бесплатно слетать «Аэрофлотом» на Корфу и обратно.

3) Использование специальных банковских карточек

Крупные банки предлагают клиентам дебетовые или кредитные карты для более доступных полетов. В одних банках на ваш мильный счет зачисляется какой‐то процент от стоимости покупки, в других — за каждый потраченный по карте доллар или евро прибавляют одну милю. Все такие мили премиальные: тратить их можно, но в зачет для повышения статуса они не идут. Конечно, тут есть и подвох. Обслуживание «мильных» банковских карт дороже, чем у обычных: экономите на полетах — переплачиваете банку. Такая карта окупает себя только при дорогих покупках или крупных регулярных расходах. Большинство банков начисляет двойные баллы за оплаты картой за границей или в интернете в иностранной валюте. На первый взгляд, это хороший способ ускорить накопление миль. Но в каждом конкретном случае лучше выяснить, не потеряете ли вы больше на конвертации рублей в другую валюту по курсу банка. Всегда есть вероятность, что такие «двойные мили» обойдутся вчетверо дороже.

Например, у вас дебетовая карта «Аэрофлот» Visa Classic или Visa Gold от «Сбербанка», а ваши родители решили купить новый холодильник на дачу за 85 000 рублей. Заплатив за холодильник по карте «Аэрофлот» Visa Classic, вы получите 2 833 мили, которые можно потратить, к примеру, на бесплатный провоз второго чемодана на рейсе Air France. С картой «Аэрофлот» Visa Gold за ту же покупку вы получите 4 250 миль, а этого уже хватит, чтобы бесплатно привезти кота из Амстердама в Барселону или выбрать комфортные места на рейсах KLM. Расплатившись такой картой за автомобиль стоимостью 1,2 млн рублей, вы заработаете не меньше 40 000 миль — этого хватит, чтобы обмыть покупку в Париже.

Еще один пример. У вас есть кобрендинговая карта «ВТБ24-Трансаэро». Вы хотите накопить с ее помощью на премиальные билеты, скажем, из Москвы в Бангкок. «Трансаэро» берет 5 000 миль за каждое плечо такого рейса, то есть, 10 000 за билет туда и обратно в экономическом классе. Чтобы накопить столько баллов, вам нужно потратить 1 млн рублей по обычной Visa Classic в России или эквивалент 250 000 рублей по Visa Platinum за границей. Обменяв баллы на билет, вам останется только оплатить налоги и сборы деньгами. В нашем примере это еще 3 344 рубля.

Подробный обзор начисления миль на кобрендовые карты «Альфа‐Банка», «Тинькофф Кредитные Системы» и «Райффайзенбанка» можно почитать на «Хабрахабре».

Дополнительные источники миль:

  • приветственные мили при вступлении в программу;
  • праздничные мили: авиакомпании часто поощряют лояльных клиентов в дни рождения;
  • мили за отзывы и участие в конкурсах, опросах, играх и викторинах компании;
  • мили за подписку на рассылку или в соцсетях;
  • мили, купленные на сайте авиакомпании или у других держателей бонусных карт.

На что тратить мили

На бесплатные билеты или повышение класса обслуживания

Выгоднее всего тратить мили на повышение комфорта в долгих перелетах. Другой выгодный вариант — получать бонусы по принципу «Каждый N‐й полет по такому‐то маршруту — в подарок», но он больше подходит для тех, кто часто путешествует по делам. Пример: мили за восемь перелетов Москва‐Владивосток-Москва в эконом‐классе «Аэрофлота» позволят в девятый раз лететь уже в бизнес‐классе по цене эконома. 12 таких перелетов и билет бизнес‐класса в оба конца вам обойдется почти даром — оплатить нужно будет только сборы.

На сайтах большинства бонусных программ вы найдете калькуляторы не только накопления, но и траты миль. Класс обслуживания чаще всего можно повысить не только для себя, но и для всех пассажиров, указанных в брони. В некоторых программах есть специальные семейные предложения.

На полеты внутри альянса

Допустим, по работе вы часто летаете из Москвы в Красноярск рейсами S7, а в отпуск хотите слетать в Гоа на Qatar Airlines, входящей в один альянс с S7.

Билет в из Москвы в Даболим и обратно у Qatar стоит 55 000 миль (напоминаем, это покроет только тариф, а еще останутся сборы). Чтобы накопить столько миль на рейсах по России, надо буквально жить в командировках, например:

  • 26 раз слетать в обоих направлениях и 1 раз в один конец по эконом‐тарифу (в мили переходит только 50% от расстояния) и потратить на все билеты со сборами около 639 000 рублей;
  • 7 раз слетать в два конца по стандартному тарифу (200% от расстояния) и потратить около 475 000 рублей;
  • 4 раза слетать туда‐обратно и 1 раз в один конец по бизнес‐тарифу (300% от расстояния) и потратить на перелеты около 325 000 рублей.

На момент написания этой статьи самые дешевые билеты Москва—Гоа—Москва у Qatar Airways стоят 35 250 рублей. А поиск Скайсканера показывает, что у компании из другого альянса эти же билеты стоят 25 964 рубля.

На товары и услуги партнеров авиакомпании

У авиакомпаний есть целые каталоги товаров, которые можно купить за мили. Например, спецпредложения WorldShop Lufthansa. В программе Miles & More милями можно расплатиться за взятую напрокат машину или за отель. Например, в июне 2015 года ночь в гостинице Happy Village в 20 км от Рима для участников программы обойдется всего в 7 500 миль (1 505 рублей, если расплачиваться деньгами).

Но полностью оплачивать милями сопутствующие услуги на популярных направлениях невыгодно. Судите сами: у Lufthansa билеты Москва — Мюнхен — Москва на Октоберфест за полгода до вылета стоят от 15 600 рублей (заработаете 250 — 2 500 миль в зависимости от тарифа) в эконом‐классе и от 28 700 рублей (1 500 — 4 000 миль в копилку) в бизнес‐классе. Ночь в мюнхенском отеле Zur Linde, самом дешевом мюнхенском из списка партнеров, с 19 сентября по 4 октября стоит от 6 700 рублей (от 33 542 миль) для одного и от 8 800 рублей (43 914 миль) для двоих. Аренда самого доступного автомобиля в Global Drive во время Октоберфеста обойдется в 4 107 рублей в день (6 710 миль). Но если взять машину на 15 дней, в деньгах выйдет гораздо дешевле — 18 892 рубля, а в милях никакой экономии — 100 650.

За один перелет не заработать миль для полной оплаты сопутствующих услуг. Поэтому, если на предыдущих полетах и покупках у вас накопилось достаточно миль, чтобы оплатить отель или машину, можете сэкономить еще и в воздухе. В нашем примере: полететь на Октоберфест авиакомпаниями, не входящими в программу Miles & More. Так, перелет Москва — Мюнхен — Москва с пересадкой рейсами МАУ обойдется в 11 423 р., а airBaltic — 13 722 р. Еще один разумный вариант — оплачивать милями часть стоимости услуг. Он хорош тем, что не нужно по‐спартански копить мили месяцами для одной крупной покупки, а можно просто регулярно снижать траты. Правда, не все бонусные программы разрешают использовать мили в качестве скидок: обязательно читайте условия при вступлении.

На подарки и благотворительность

В большинстве программ лояльности мили можно перевести на счет благотворительного фонда или подарить друзьям и родственникам. Такие подарки — удобный способ собрать у знакомых мили, которые вот‐вот сгорят: им все равно, а вам — билет бесплатно.

Ответы на частые вопросы о программах лояльности и бонусных милях

Стоит ли мне копить мили?

Да, если летаете чаще четырех раз в год рейсами одной авиакомпании или внутри одного альянса. Авиамили по кобрендовым картам вы накопите, даже если оказываетесь на борту самолета всего пару раз в год, но они не сделают ваши путешествия дешевле.

Будет ли мне это выгодно?

Нет, не будет, если вы не готовы читать мелкий шрифт и постоянно поддерживать активный статус. Выясните подробности, поставьте четкую цель и идите к ней, используя все возможности. Только в этом случае мильные программы будут вам выгодны.

Сперва решите, зачем вам все это: для бесплатных полетов, для более дешевых билетов, чтобы летать бизнес‐классом или экономить на отелях и аренде авто. Затем изучите условия: что засчитывается в копилку миль, а что нет, на всех ли маршрутах действуют премиальные билеты и т. д. А когда цель поставлена, копите активно, а не от случая к случаю. Зарегистрировались в программе — летайте компаниями своего альянса и не забывайте вводить регистрационный номер при покупке билетов. Выбираете, где поужинать, — откройте список ресторанов‐партнеров. Завели карту для накопления миль — сделайте ее основной и расплачивайтесь ею везде.

Какой альянс и какую программу накопления миль выбрать?

Присоединяйтесь к тому альянсу, куда входит авиакомпания, которой вы летаете чаще всего. Если таких компаний несколько и все в разных альянсах, присоединяйтесь ко всем трем — SkyTeam, Star Alliance и oneworld — это бесплатно и займет не больше 15 минут вкупе. Регистрироваться «впрок» невыгодно: за вступление вы получите приветственные мили, но они сгорят, если не будете летать этим альянсом. Чтобы не запутаться в программах лояльности, удобно пользоваться сервисами вроде UsingMiles.

Сколько миль стоит билет?

В большинстве программ минимальная стоимость премиального билета — 20 000 миль. Но есть приятные исключения, например, у British Airways повысить класс обслуживания на некоторых направлениях можно за 4 500 миль, а получить бесплатный билет туда и обратно — за 9 000 миль.

Что, правда дадут билет бесплатно?

Чаще всего — нет. Цена билета состоит из тарифа авиакомпании и сборов. Милями можно зачесть тариф, а сборы в большинстве программ придется оплатить деньгами. (Lufthansa, например, дает возможность оплатить милями и тариф, и сборы, как нам любезно подсказал в комментариях Алексей) При этом сумма сборов может составлять 50 — 75% цены билета. Именно поэтому обычно выгоднее повышать класс обслуживания, а не летать за мили. В любом случае, прежде чем менять мили на билет, выясните долю сборов в общей стоимости: если она слишком велика, обмен будет не в вашу пользу.

На что лучше потратить мили?

Выгоднее тратить мили на повышение класса обслуживания. Часто многочасовые перелеты даже в эконом‐классе получаются во всех смыслах заоблачными, если платить деньгами. А за мили можно позволить себе комфортные условия раз в 10 дешевле, чем у соседа по креслу. Также стоит их тратить на рейсы туда и обратно, а не в один конец, и на дальние расстояния, хотя это уже общие соображения, а не специфика бонусных программ.

Что делать, если мили не зачислили на счет?

Если забыли указать номер участника при покупке билетов, не беда: начислить мили можно в течение полугода после полета. Бывает, что номер вы указали, но в личном кабинете видите, что мили на счет не дошли. В этом случае обратитесь к работникам авиакомпании у стойки регистрации, через колл‐центр или сайт. Главное — сохраните оригиналы посадочных талонов.

Когда сгорают накопленные мили?

Средний срок жизни миль — 20–36 месяцев. В программе «Аэрофлот Бонус» мили сгорают, если за два года вы ни разу никуда не слетаете «Аэрофлотом» или его партнерами по SkyTeam. Те же условия в Miles & More: вступили — летайте рейсами Star Alliance хотя бы раз в пару лет. В основной программе альянса SkyTeam — Flying Blue — мили живут 20 месяцев, а в «S7 Приоритет», как и у остальных партнеров альянса oneworld, — до конца года, в котором был совершен полет, и в течение двух последующих лет (то есть до трех лет). В программах «Трансаэро Привилегия» и «ЮТэйр СТАТУС» мили сгорают через 3 года.

http://www.skyscanner.ru