Госдума разрешит авиакомпаниям продавать «невозвратные» билеты

02 апреля 2014 г.

Госдума разрешит авиакомпаниям продавать «невозвратные» билеты
Госдума приняла в первом чтении законопроект, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, при которых стоимость билета в случае отказа пассажира от перевозки ему не возвращается, пишет ИТАР‐ТАСС.
«Законопроект подготовлен в целях реализации правительством РФ мероприятий по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики» — сообщил на пленарном заседании заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, представляя документ.
По его словам, впервые вводятся две формы договора воздушной перевозки, одна из которых, как и сейчас, предусматривает возврат провозной платы пассажиру при расторжении договора. Другая, новая форма договора не предусматривает возврата провозной платы при расторжении договора по инициативе пассажира.
В настоящее время воздушное законодательство не предусматривает возможности применения авиакомпаниями невозвратных тарифов. «В этой связи риски отказа пассажиров от перевозки закладываются российскими авиакомпаниями в тариф, что приводит к увеличению стоимости перевозки для пассажиров» — сказал Аристов. Таким образом, значительная часть пассажиров, которая не отказывается от перевозки, вынуждены, покупая авиабилеты, оплачивать указанные риски. В результате, по оценке правительства, «добросовестные пассажиры, выполняющие условия договора воздушной перевозки, «переплачивают» в год суммарно около 22,7 млрд рублей»
Проект закона предоставляет авиапассажирам возможность выбора тарифов, учитывающих риски их отказа от перевозки (возвратные), и тарифов, из которых такие риски исключены (невозвратные). «Важно, что пассажиру самостоятельно предоставляется право сделать, исходя из своей выгоды, выбор. Либо заключить договор по возвратному тарифу и подстраховать себя на случай отказа от перевозки, либо, если есть уверенность в том, что отказываться не будет, купить билет по более дешевому невозвратному тарифу» — подчеркнул Аристов.
Такая форма договора перевозки, по его словам, принята в абсолютном большинстве развитых авиационных держав, например, в США, Канаде, Великобритания, Германии, Франции и многих других странах Европы. Таким образом, законопроект позволяет обеспечить равные конкурентные условия российским и иностранным перевозчикам, а также создать условия для развития лоукостеров в РФ. Аристов напомнил, что «иностранные перевозчики, продавая в нашей стране свои билеты, продают их уже с учетом невозвратного билета» «Соответственно, мы видим, как отличаются цены на одном и том же маршруте между российскими и иностранными авиакомпаниями» — добавил он.
В соответствии с законопроектом в случае выбора невозвратных тарифов пассажиру могут быть возвращены неиспользованные суммы, которые авиакомпания взимает в пользу других организаций на территории других государств. Полная стоимость авиабилета при невозвратных тарифах может быть возвращена лишь в исключительных случаях. К ним отнесены внезапная болезнь пассажира или следующего с ним члена его семьи, либо смерть члена семьи пассажира, а также задержка отправления воздушного судна.
При выборе возвратного тарифа авиакомпании предоставляется право удерживать из возвращаемой стоимости авиабилета не только неустойку в размере 25%, если билет возвращен пассажиром менее чем за сутки до вылета, но и сумму фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору перевозки.